Специфические особенности учебных словарей

Основополагающими элементами любого учебного словаря являются: 1) порядок расположения словарных статей в целом; 2) порядок расположения материала в каждой словарной статье; 3) порядок расположения ссылок. Помимо этого, специалистами выделяются следующие требования к учебному словарю: 1) адресат словаря; 2) тип словаря (одноязычный или переводной); 3) объем словника; 4) полиграфическое исполнение; 5) небольшой формат издания, подразумевающий практическое удобство работы с книгой.

При создании методического словаря необходимо учитывать специфические особенности учебных словарей:
• четкое определение адресата, его профессиональных особенностей, мотивов обращения к словарю; учет методических требований пользователя;
• учет дидактических принципов – в частности, принципа постепенного и последовательного усложнения изучаемого материала;
• при отборе терминов – нормативность, синхронность лексики, ориентация на определенный круг тем, целенаправленность обучения;
• при составлении словарной статьи – согласование со стабильными и с академическими словарями, краткость и стандартность стиля словаря;
• при оформлении – небольшая по формату и удобная в работе книга, применение полиграфических средств для выделения самого важного;
• предпочтение тематического способа упорядочения информации, обеспечивающего представление понятий предметной области в системе;
• при апробации – разработка соответствующего методического механизма, обеспечивающего усвоение информации.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, только правильный учет специфических особенностей учебных словарей позволит всесторонне отразить главное преимущество учебного словаря – сосредоточение необходимой для обучения информации в сконцентрированном виде, констатирует эксперт кафедры иностранных языков Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, доцент, к.п.н. Александр Лаврищев.