Рост налоговых поступлений в бюджет РФ — причины и прогноз
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, рост налоговых поступлений в 2025 году демонстрирует устойчивость российской налоговой системы и эффективность мер, направленных на увеличение доходов бюджета.Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков указывает причины роста налоговых поступлений:
1. Резкий рост НДФЛ (+40% в федеральный бюджет). Основные факторы:
Прогрессивная шкала налогообложения (с 01.01.2025):
• Повышенные ставки применяются к доходам свыше 2,4 млн рублей (дивиденды, проценты) и 5 млн рублей (спецдоходы). Это привело к увеличению федеральной доли НДФЛ до 37% (14 млрд рублей из 38 млрд).
• Рост зарплат: Фонд заработной платы за январь-февраль 2025 года вырос на 16,5%, что повысило базу для налогообложения.
• Социальная направленность: Часть средств НДФЛ направляется в фонд «Круг добра», что усиливает общественную поддержку реформы.
2. Проекты развития Северного морского пути (СМП)
• Инфраструктурные инвестиции: План развития СМП до 2035 года включает строительство 10 ледоколов, 14 портов и 3 железнодорожных магистралей. Это создает налоговую базу через деятельность компаний («Новатэк», «Роснефть» и др.).
• Прогнозируемые поступления: К 2035 году налоги от компаний-участников проектов СМП составят 13 трлн рублей.
3. Цифровизация налогового администрирования (НСПД в Татарстане)
• Национальная система пространственных данных (НСПД): Точный учет земельных участков и объектов недвижимости позволил увеличить собираемость налогов на 0,5 млрд рублей ежегодно.
• Региональный эксперимент: Успешный опыт Татарстана планируется распространить на другие регионы (Пермский край, Иркутская область).
По мнению эксперта Олега Кожанчикова возможен следующий прогноз развития ситуации:
1. Оптимистичный сценарий:
• НДФЛ: При сохранении роста зарплат и прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в федеральный бюджет могут вырасти на 25–30% к концу 2025 года.
• СМП: Реализация инфраструктурных проектов ускорит освоение Арктики, увеличив налоговые поступления от сырьевых компаний на 5–7% ежегодно.
• НСПД: Внедрение системы во всех регионах к 2030 году добавит в бюджет 3–4 трлн рублей за счет ликвидации «теневых» участков.
2. Риски и пессимистичный сценарий:
• Зависимость от сырьевого сектора: Падение цен на нефть или санкции против компаний СМП могут снизить прогнозируемые 13 трлн рублей на 30–40%.
• Инфляционное давление: Рост зарплат опережает производительность труда, что может привести к стагнации НДФЛ после 2026 года.
• Технические сложности: Масштабирование НСПД на другие регионы потребует значительных инвестиций и времени.
3. Базовый сценарий:
• К 2027 году:
o НДФЛ стабилизируется на уровне 10–12% годового роста.
o Налоговые поступления от СМП составят 1–2 трлн рублей ежегодно.
o НСПД охватит 10 регионов, добавив 1,5 трлн рублей в бюджеты.
Эксперт Олег Кожанчиков рекомендует следующее:
1. Для проектов СМП:
o Создать спецрежим налогообложения для инвесторов в арктическую инфраструктуру.
o Развивать логистические хабы для снижения зависимости от сырьевого экспорта.
2. Для цифровизации:
o Тиражировать опыт Татарстана через гранты регионам, внедряющим НСПД.
o Подключить к системе малый бизнес для автоматизации отчетности.
3. Управление рисками:
o Формировать резервный фонд на случай падения цен на нефть.
o Ужесточить контроль за расходованием средств, направленных на СМП.
Таким образом, подытоживает эксперт, рост налоговых поступлений в 2025 году обусловлен как структурными реформами (прогрессивный НДФЛ, цифровизация), так и стратегическими проектами (СМП). Однако устойчивость этих тенденций зависит от:
• Диверсификации экономики (снижение зависимости от сырья).
• Сохранения баланса между фискальной нагрузкой и стимулированием бизнеса.
• Скорости внедрения цифровых инструментов во всех регионах.
Реализация рекомендаций позволит не только сохранить текущие темпы роста, но и создать основу для долгосрочной финансовой стабильности.