Рост налоговых поступлений в бюджет РФ — причины и прогнозКак сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, рост налоговых поступлений в 2025 году демонстрирует устойчивость российской налоговой системы и эффективность мер, направленных на увеличение доходов бюджета.Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков указывает причины роста налоговых поступлений: 1. Резкий рост НДФЛ (+40% в федеральный бюджет). Основные факторы: Прогрессивная шкала налогообложения (с 01.01.2025): • Повышенные ставки применяются к доходам свыше 2,4 млн рублей (дивиденды, проценты) и 5 млн рублей (спецдоходы). Это привело к увеличению федеральной доли НДФЛ до 37% (14 млрд рублей из 38 млрд). • Рост зарплат: Фонд заработной платы за январь-февраль 2025 года вырос на 16,5%, что повысило базу для налогообложения. • Социальная направленность: Часть средств НДФЛ направляется в фонд «Круг добра», что усиливает общественную поддержку реформы. 2. Проекты развития Северного морского пути (СМП) • Инфраструктурные инвестиции: План развития СМП до 2035 года включает строительство 10 ледоколов, 14 портов и 3 железнодорожных магистралей. Это создает налоговую базу через деятельность компаний («Новатэк», «Роснефть» и др.). • Прогнозируемые поступления: К 2035 году налоги от компаний-участников проектов СМП составят 13 трлн рублей. 3. Цифровизация налогового администрирования (НСПД в Татарстане) • Национальная система пространственных данных (НСПД): Точный учет земельных участков и объектов недвижимости позволил увеличить собираемость налогов на 0,5 млрд рублей ежегодно. • Региональный эксперимент: Успешный опыт Татарстана планируется распространить на другие регионы (Пермский край, Иркутская область). По мнению эксперта Олега Кожанчикова возможен следующий прогноз развития ситуации: 1. Оптимистичный сценарий: • НДФЛ: При сохранении роста зарплат и прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в федеральный бюджет могут вырасти на 25–30% к концу 2025 года. • СМП: Реализация инфраструктурных проектов ускорит освоение Арктики, увеличив налоговые поступления от сырьевых компаний на 5–7% ежегодно. • НСПД: Внедрение системы во всех регионах к 2030 году добавит в бюджет 3–4 трлн рублей за счет ликвидации «теневых» участков. 2. Риски и пессимистичный сценарий: • Зависимость от сырьевого сектора: Падение цен на нефть или санкции против компаний СМП могут снизить прогнозируемые 13 трлн рублей на 30–40%. • Инфляционное давление: Рост зарплат опережает производительность труда, что может привести к стагнации НДФЛ после 2026 года. • Технические сложности: Масштабирование НСПД на другие регионы потребует значительных инвестиций и времени. 3. Базовый сценарий: • К 2027 году: o НДФЛ стабилизируется на уровне 10–12% годового роста. o Налоговые поступления от СМП составят 1–2 трлн рублей ежегодно. o НСПД охватит 10 регионов, добавив 1,5 трлн рублей в бюджеты. Эксперт Олег Кожанчиков рекомендует следующее: 1. Для проектов СМП: o Создать спецрежим налогообложения для инвесторов в арктическую инфраструктуру. o Развивать логистические хабы для снижения зависимости от сырьевого экспорта. 2. Для цифровизации: o Тиражировать опыт Татарстана через гранты регионам, внедряющим НСПД. o Подключить к системе малый бизнес для автоматизации отчетности. 3. Управление рисками: o Формировать резервный фонд на случай падения цен на нефть. o Ужесточить контроль за расходованием средств, направленных на СМП. Таким образом, подытоживает эксперт, рост налоговых поступлений в 2025 году обусловлен как структурными реформами (прогрессивный НДФЛ, цифровизация), так и стратегическими проектами (СМП). Однако устойчивость этих тенденций зависит от: • Диверсификации экономики (снижение зависимости от сырья). • Сохранения баланса между фискальной нагрузкой и стимулированием бизнеса. • Скорости внедрения цифровых инструментов во всех регионах. Реализация рекомендаций позволит не только сохранить текущие темпы роста, но и создать основу для долгосрочной финансовой стабильности.
16:18 03.06.25
|