Дороги в Югре. Отстать до общероссийского уровня

Дороги в Югре. Отстать до общероссийского уровня

«Увидеть Югру – влюбиться в Россию!» - девиз, который в одночасье может стать поводом для отождествления Ханты-Мансийского округа со всей Россией по части отставания. За примером далеко ходить не станем. Традиционно российская проблема - дороги.

Вопросы развития региональной дорожной сети в рамках последнего заседания Думы рассматривали югорские парламентарии на правительственном часе 15 ноября. День выдался воскресный. Присутствовали немногие. С докладом выступал директор окружного дорожного ведомства Алексей Вторушин.


«По состоянию на 1 января 2015 года опорная сеть автомобильных дорог Югры составляет порядка 6 700 км. Из них 345 км дорог федерального значения, около 2 700 км регионального и межмуниципального значения, 2 600 км - местного значения. Почти ¾ от общей дорожной сети Югры - ведомственные дороги», – сообщил Алексей Вторушин.

Отметим, что Югра не одно десятилетие характеризуется низким показателем густоты автомобильных дорог с твердым покрытием. Показатель этот в 5,8 раз ниже соответствующего по России и в 4,2 раза ниже, чем в УрФО.


При этом строят в округе мало. Например, за два последних года вели в строй всего около 100 км региональных и межмуниципальных дорог. Плохо развита дорожная сеть Ханты-Мансийского, Кондинского, Октябрьского, Березовского, Белоярского районов. Все муниципальные районы округа, так или иначе, ежегодно принимают на себя обязательство по устройству зимников, общая протяженность которых в Югре составляет 2 550 км. Цифра сопоставимая с показателем протяженности всех автомобильных дорог с твердым покрытием!

Дороги, которые не на что строить

С 2013 года дорожная деятельность ведется за счет средств региональных дорожных фондов. Размер дорожного фонда в Югре за эти годы вырос с 6,5 млрд до 7,2 млрд рублей. Но средств на решение даже текущих задач отрасли явно недостаточно.

Деньги югорского дорожного фонда распределяются по четырем обязательным статьям, первая из которых - содержание дорог межрегионального значения. На эти нужды в Югре ежегодно в среднем расходуется 2,5 млрд рублей. И с каждым годом расходы растут.

- Есть жесткое поручение федерального правительства о том, что мы должны перейти на нормативное финансирование расходов по содержанию дорог. На следующий год запланирована цифра уже 2,7 млрд. рублей, – сообщил Алексей Вторушин.

Вторая обязательная статья – устройство и содержание автозимников. На зимники в 2015 году Югрой потрачены 360 млн рублей. Третье обязательное: из денег дорожного фонда содержаться органы управления дорожным хозяйством Югры. Еще 285 млн. рублей. Четвертая статья расходов – субсидии. 35% всего дорожного фонда составляют субсидии муниципальным образованиям на осуществление дорожной деятельности.

- Все последние годы 2 млрд. рублей мы выделяли муниципалитетам на наполнение их муниципальных дорожных фондов, – сказал главный дорожник Югры. - Перечисленные статьи составляют порядка 5 млрд. рублей от суммы, которую я называл: 6,5-7,2 млрд. рублей. Итого на затраты, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и строительством автодорог остаётся порядка 2 млрд. рублей.

Сложно не согласиться, обеспечить динамичное развитие дорожной сети округа при таком объеме средств дорожного фонда проблематично.

- Хотелось бы, чтоб депутаты предусмотрели возможность увеличения финансирования дорожной отрасли. Даже обеспечение нормативного состояния дорог требует ремонта ежегодно 200 км. 1 км ремонта и реконструкции дорожного полотна стоит от 50 до 100 млн рублей. Дополнительно на поддержание дорожной сети округа требуется порядка 2 млрд рублей, – окончил доклад Алексей Вторушин.

По оценке югорских чиновников, для нормальной деятельности региональный дорожный фонд должен составлять (по минимальным расчетам) порядка 10 млрд рублей.


Мысль не нова, эта же цифра, 10 млрд. на проведение ремонтов и поддержание дорог, предлагалась два года назад депутатом Думы Югры от фракции «Единая Россия» Алексеем Андреевым. Тогда депутат делал подробный доклад для однопартийцев о развитии транспортной сети автомобильных дорог и отрасли дорожного хозяйства в ХМАО-Югре. Лишь спустя два года окружное правительство приняло одно из предложений Андреева по решению проблемы системного недофинсирования отрасли - учитывать при формировании дорожного фонда дополнительные источники финансирования. Этот, казалось бы, незначительный штрих к окружному закону «О дорожном фонде», с учетом прочих изменений, позволит увеличить дорожный фонд почти на 500 млн рублей уже в будущем году.


Дорожный вопрос остается открытым

Конструктивных предложений по поводу, как добиться увеличения поступлений в дорожный фонд Югры, от народных избранников на Правительственном часе не поступило, а вот вопросов накопилась масса.

В ходе общения парламента с чиновниками выяснилось, что оплата построенного мостового перехода через реку Вах все еще до конца не осуществлена. И осталось заплатить подрядчикам около 1 млрд рублей. Прозвучал вопрос и о самочувствии предприятий дорожно-строительной отрасли. Замгубернатора Дмитрий Шаповал уверил: в Югре работает пять базовых дорожныо-строительных организаций, и их производственного и кадрового потенциала достаточно для того, чтобы обеспечить запросы по строительству и ремонту дорог. Содержанием автозимников в Югре занимается компания «Северавтодор», и этот рынок стабилен, за малым исключением. К примеру, есть трудности в Березовском районе

- Когда решится вопрос с субподрядчиками по исправлению положения на дороге Сосьва-Игрим? - с негодованием спрашивала депутат от фракции «Единая Россия» Надежда Алексеева.- Состояние этой дороги - уже притча во языцех. Мы там буксуем, копаемся, поздно выходим на переправы. Обратите внимание, просто нужны управленческие решения, то есть, соблюдение правил выбора подрядчика. Есть подрядчики, у которых уже сейчас ледовые переправы готовы, и есть те, кто ждет 31 декабря. А до этого караваны машин будут стоять и ждать.

Ответ держал профильный замгубернатора Дмитрий Шаповал.

- Генеральный подрядчик «Северавтодор» по этому участку дороги принял решение о смене субподрядной организации. Думаю, в этом году изменения мы должны заметить. Кроме того, мы для себя поставили отдельную задачу – контроль за качеством предоставления услуги по содержанию автозимников. Я приглашаю общественность включиться в работу и следить за качеством содержания дорог для составления рейтинга субподрядных организаций. Давайте мы с вами эту работу сделаем. Рейтинг качества содержания зимних ледовых переправ мы сделаем в первый раз, – постарался смягчить Дмитрий Викторович.

Больным оказался и вопрос депутата от фракции ЛДПР Александра Крыгина

- Какой объем дорожного полотна в течение года у нас уходит в ненорматив? – Спросил парламентарий.

Нормативный срок до капитальной реконструкции дороги - 8 лет. По оценке дорожников, ежегодно в плановом режиме должно ремонтироваться 10% от общей дорожной сети округа.

- Каждые 10 лет должно происходить существенное обновление дорог. Сейчас, конечно, эти темпы не выдерживаются. Мы ремонтируем меньше. Но в общем и целом, исходя из нашей общедорожной сети, я считаю, что не менее 200 км ежегодно должно ремонтироваться так или иначе, – отметил Алексей Вторушин.

- Вопрос несколько другой, сколько мы теряем? Независимо от того, сколько имеем, сколько разрушается дорог? – Не оставлял попыток найти ответы депутат.

- Разрушение – субъективная оценка. У нас есть 2 понятия: нормативное состояние дорог и ненормативное. Прирост ненормативного состояния ежегодно составляет 50-60 км, если так скажу, думаю, не сильно ошибаюсь, – старался ответить Алексей Вторушин.

Источниками пополнения регионального дорожного фонда являются акцизы на топливо и транспортный налог. Полностью ли происходит собираемость плана по этим налогам в 2015 году, спрашивал другой либерал-демократ Виктор Сысун. По словам Алексея Вторушина, по акцизам на топливо имеет место завышенное планирование Минфина РФ. Это приводит к перебоям финансирования в 4 квартале года несколько последних лет подряд.

- В общем объеме по концу года у нас не собирается примерно 10% запланированных акцизов. В январе Минфин проводит корректировки и возмещает процентов 5, но 5% всегда теряется. 2-3 года подряд, пока формировался дорожный фонд, мы уходили в новый год с кредиторской задолженностью. – Сообщил Алексей Вторушин.

К диалогу подключился Дмитрий Шаповал, отметив, что окружному правительству удалось найти инструмент чтобы перекрыть недобор по вине Минфина, сумма равна 100 млн рублей. Дмитрий Викторович обещал, что программа развития дорожной отрасли Югры выравнена и недобора по акцизам в этом году не будет.

К вопросу по объемам сбора транспортного налога чиновники сообщили, что после отмены льготы в планах Югры собирать 2,3 млрд рублей. По данным налоговой инспекции перманентный, переходящий из года в год, недобор транспортного налога в Югре составляет 300-500 млн. рублей. Как будет перекрываться этот недобор в 2015 году из беседы законодателей и исполнительной власти понятно не стало.

Итоги правительственного часа: более десятка заданных депутатами вопросов, запрос письменных ответов по двум из них. (Депутаты получат информацию об использовании дорожно-строительных технологий в Югре и о строительстве отрезка дороги Ушья-Назарово-Чантырья в Кондинском районе). Главный же вопрос заседания: как пополнять дорожный фонд Югры? - остался открытым.

Фото www.depit.admhmao.ru
Екатерина Беспрозванных, ЮГРАИНФО