• Жизнь священника
  • Жизнь священника
  • Жизнь священника
  • Жизнь священника

Жизнь священника

О своем труде, семье и священническом пути рассказывает батюшка Григорий (Мансуров), приходской священник, родившийся в Москве и начавший свою пастырьскую службу в храме поселка Пойковский.

Приходской священник у верующих вызывает трепетное чувство. Он — самый главный советчик, мудрый наставник, человек от Бога. "Благословите, батюшка!" — протягивая скрещенные ладони и наклонив голову, подходят к своему батюшке прихожане. И он благословляет. Кому-то говорит особые слова, кому-то просто улыбается…Но какова его жизнь за пределами храма? И что он вообще за человек, этот священник?

Приходской священник и многодетный отец

Отец Григорий Мансуров, настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца в селе Кулаково, не только приходской священник. Он — председатель информационно-издательского отдела Тобольско-Тюменской митрополии, кроме того, служит в Знаменском кафедральном соборе. К тому же глава большого семейства — у них с матушкой Анной семеро детей. Кстати, семьи священников, как правило, многодетны.

Мы побывали в селе Кулаково, правда, полностью познакомиться с семейством отца Григория не удалось. Как заметил батюшка, у многодетных семей есть одна большая проблема — собраться всем вместе белым днем невозможно. Разве что рано утром да вечером за ужином, но в такое время мы не были готовы к визиту. А во второй половине дня застали матушку с тремя старшими детьми, да и то, считай, на полдороге в Тюмень: они собрались на дополнительные занятия. 14-летний Ярослав и 7-летняя Василиса — в бассейн, а 10-летняя Софья — в музыкальную школу. Мама — сопровождающая. Кирилл, которому 8 лет, был на уроках в обычной школе, он учится во вторую смену, 5-летняя Серафима находилась в детском саду, ближе к вечеру их заберет домой папа. А младшие — 4-летняя Злата и 10-месячная Ксюша — спали дома после обеда под присмотром дедушки.

Семья живет в просторном доме, ведет хозяйство. Есть куры, коза с двумя козлятами, огород. У каждого из детей свои обязанности, старшие присматривают за младшими.

— Дружно между собой живут, не дерутся? — спрашиваем отца Григория.

— Не дерутся, но ругаются, — улыбается он.

Ярослав помогает отцу в алтаре, "пономарит". Но священником стать не мечтает. Во всяком случае, как сказал нам, пока не думал об этом. Девочки с будущей профессией тоже еще не определились, но какие их годы!

В Тюмень семья Мансуровых переехала из северного поселка Пойковский, куда молодого священника направили служить после окончания Тобольско-Тюменской семинарии.

— Честно сказать, в Тюмень я ехал не очень охотно, — признается отец Григорий. — В Пойковском мой первый приход, там были очень активные прихожане. Мы построили церковно-приходскую школу, дом священника…

Кто на земле пожил, того город не поманит

В Кулаково им дали дом, которому в то время было 120 лет. Пришлось делать капитальный ремонт, в семье как раз должен был родиться четвертый ребенок. Жизнь закипела и на новом месте. Кстати, от городского комфорта отец Григорий сам отказался.

— Тот, кто пожил на земле, не захочет вновь оказаться в городской суете, — признается наш собеседник.

— Отец Григорий, если не секрет, как вы стали священником? Мечтали с детства?

— Нет, не мечтал. Но так сложилась судьба.

Он рассказывает. Родился в Москве, в семье студентов МГУ. Отец учился на биологическом факультете, мама — на философском. По распределению приехали в Омск, там и прошло детство Григория. В девять лет он остался без мамы, она умерла. Отец больше не женился, воспитывал сына один. Работал в научно-исследовательском институте, а в 1995 году стал священником. Сейчас отец Петр — епископ в городе Калачинске Омской митрополии.

…Храм в селе Кулаково — старинный. Строили его с 1897 по 1901 год на средства известного тюменского купца-мецената Николая Чукмалдина. Церковь очень красивая, выложенная из красного кирпича, пятиглавая, с шатровой колокольней. В годы советской власти она была сильно разрушена, и лишь в 1997 году началось ее восстановление. В 2004 году церковь была вновь освящена.

— Так что я приехал в фактически готовый храм, — говорит отец Григорий. Мы беседуем уже внутри здания.

— Расскажите о вашем приходе.

— Службы у нас идут нечасто, где-то раз 40 в год — в воскресенья, праздники. Пока чаще не получается. Есть постоянные прихожане, человек 30-35, некоторые из города приезжают. Строим церковно-приходскую школу. Она работает и сейчас, но в новом здании, думаю, жизнь школы приобретет другие формы, станет интереснее. Будет новая трапезная.

От исповеди — к вёрстке

— Каковы ваши обязанности как председателя информационно-издательского отдела митрополии?

— Если разделить время занятости, то примерно 80 процентов занимает работа в издательском отделе. Мы выпускаем "Сибирскую православную газету" и два журнала — "Православный просветитель" для взрослых и "Православный Сибирячок" для детей. За "Православный просветитель" полностью отвечаю я. Сбор материала, определение тематики, верстка — мои прямые обязанности. Плюс мы поддерживаем контакты со всеми СМИ области, организуем пресс-конференции, встречи. Выпускаем календари, открытки, плакаты, прочую церковную атрибутику.

— Видимо, вас не зря назначили руководить издательским отделом. Была какая-то практика?

— Ну… во время учебы в семинарии мне дали кинокамеру, научили ею пользоваться, и я снимал все мероприятия. Потом какое-то время вел еженедельную передачу, она называлась "Православный собеседник". Это дало мне некоторый опыт общения со СМИ.

Однако нам, простым мирянам, хочется выведать о сложностях работы священника. Наверное, самое трудное — это принимать исповедь. Те, кто часто ходит в церковь на службы, видят, как батюшки часами стоят на ногах, выслушивая нас, грешников. И что они слышат при этом?! Вспомните-ка каждый про себя… А ему, принявшему священнический сан, давшему обет, надо всех понять, пропустить наши горести и страхи, сомнения и уныние через собственные сердце и ум. Да еще и совет дать. Такие вот "профессиональные" сложности…

— Исповедь… — отец Григорий слегка задумывается. — Во время нее возникает ощущение, что ты делаешь нужное дело, подсказываешь людям то, чего они сами не могут понять. Иногда человек просто приходит пожаловаться Богу, высказаться. Кстати, это не всегда женщины, приходят и мужчины пожаловаться на свою личную жизнь. Может, слово священника и поможет в какой-то жизненной ситуации. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" — так ведь?

Не допустить до причастия…

— Случалось ли вам не отпускать грехи, не допускать до причастия?

— Да. Нечасто, но приходилось. Обычно грехи не отпускаешь человеку ожесточенному, который сам не знает, на кого ожесточен. Просто в злобе на весь белый свет находится. Как можно допустить его к причастию? Человек должен перебороть в себе эту озлобленность.

Бывает, человек подвержен какому-то греху, но недавно перестал его совершать или только собирается перестать — тогда советуешь ему: пусть сначала покажет, что он настроен решительно, потому что говорить слова мы все горазды, но надо поведением подтвердить намерение изменить свою жизнь в части отказа от грехов. Чаще всего, к сожалению, слышишь на исповеди о грехе измены. Блуд — это главнейшее, что довлеет в нашем обществе. Блуд так или иначе ведет к другим грехам: убийству детей, имею в виду аборты, иногда даже к самоубийству. Да и просто семейные неурядицы, если их не прекратить, делают человека несчастным — происходит развод, при этом страдают и родители, и дети. Папа редко видится со своим ребенком, которого воспитывает другой мужчина, а он сам воспитывает чужого ребенка…

— А как часто причащаются сами священники?

— Каждый раз, когда служат литургию.

— Пост накануне тоже соблюдаете?

— Священник соблюдает пост только во время поста. А так — не обязательно поститься. Но это дело личное. Нет также правила, чтобы исповедоваться перед каждым причастием. Но если есть возможность, то хорошо. Дело в том, что священник, как человек, призванный совершать литургию постоянно, должен быть готов к причастию всегда.

Поверить батюшке

— Скажите, обязательно ходить на исповедь к одному и тому же священнику? Что, если не выбрал никого из батюшек в свои духовники?

— Надо учитывать, что в городе в большинстве храмов не один священник, а несколько, и в этой реальности трудно бывает ходить на исповедь к одному и тому же батюшке. Однако в отношении к священникам встречаются две крайности. Одна, это когда батюшка начинает занимать место Христа. Священника начинают чтить так, что это приобретает нездоровый оттенок. Это неправильно. Но священник должен сам это видеть и одергивать такого прихожанина. С другой стороны, плохо без конца бегать от одного батюшки к другому.

— А если ходишь в один и тот же храм, где батюшки постоянно меняются?

— Быть верным одному храму — нормально. Это даже хорошо.

— Отец Григорий, что самое важное, по вашему мнению, в работе священника?

— Самое важное — самому быть хорошим христианином. Имею в виду личный духовный рост, личную молитву — не соборную, в храме во время службы, а именно личную. Каждый христианин призван к святости, и священник должен к этому стремиться. Как говорит Господь в Евангелии от Матфея: "Пусть так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Люди смотрят на жизнь священника, и от этого, может, зависит их вера. Поэтому священник должен быть достойным того, о чем вещает.