От беспилотников до ядерных реакторов: куда движется инженерное образование в России

20 июня стартует приемная кампания в российских вузах. В этом году абитуриентов ждет больше бюджетных мест на инженерно-технических направлениях — такой шаг связан с растущей потребностью экономики в квалифицированных специалистах, сообщает министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Однако эксперты предупреждают: без мотивации школьников к изучению точных наук качественную подготовку инженеров обеспечить невозможно.

Как стало известно корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин предлагает расширить число бюджетных мест не только для инженеров, но и для будущих педагогов и IT-специалистов. Также среди инициатив — увеличение стипендий и льготных кредитов для студентов, выбирающих востребованные профессии.

Спрос на техническое образование в России уверенно растет. По данным Высшей школы экономики, за последний год число студентов инженерных направлений выросло почти на 5%. Но у этой тенденции есть обратная сторона: вузы вынуждены зачислять абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ. В 2023 году средний результат зачисленных на бюджет составил 68 баллов — это уровень «тройки с плюсом».

«Инженерная профессия снова становится престижной, — отмечает Галина Лепешкина, старший преподаватель Среднерусского института управления. — Выпускники технических вузов получают зарплату на 40–45% выше средней по региону». Такой разрыв объясняется бумом промышленного производства, где требуются грамотные специалисты.

Особые надежды возлагаются на правительственный проект «Передовые инженерные школы», который уже запущен в 30 университетах. Эти программы готовят кадры для прорывных отраслей — от беспилотного транспорта до энергетики нового поколения. «Современная инженерия — это не просто расчеты, а работа на стыке технологий, — поясняют эксперты. — Здесь нужны особые компетенции, которым пока не учат в стандартных курсах».