Обзор проблем в сфере применения системы управления рисками таможенными органами Российской Федерации
При осуществлении таможенной деятельности в условиях неопреде-ленности и риска и, связанных с этим потерь, материальных, финансовых и других ресурсов, возникает необходимость в управлении рисками, в типи-зации уровней риска с учетом возможных последствий их проявления.Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ система управления рисками представляет собой деятельность та-моженных органов, заключающаяся в анализе объектов таможенного кон-троля, оценке риска возможного нарушения таможенного законодатель-ства, выработке мер минимизации потенциального риска, формализации в профилях риска порядка реализации мер по минимизации риска, приме-нению профилей риска, контролю эффективности применения профилей риска, дифференцированному воздействию на риски посредством приме-нения субъектно-ориентированного подхода к участникам внешнеэконо-мической деятельности.
Несмотря на то, что использование СУР приводит к повышению результативности таможенной деятельности, однако практи-ческое применение системы управления таможенными рисками вскрывает ряд недостатков и проблем, требующих принятия неотлагательных мер по совершенствованию исследуемой системы. Спектр проблемных вопросов применения СУР в сфере таможенного дела: направленность СУР на вы-полнение установленного плана перечисления таможенных платежей в фе-деральный бюджет, т.е. преобладание фискальной направленности СУР; наличие значительного количества фактов неэффективного выявления про-граммным средством обязательных к применению профилей рисков авто-матизированного типа; наличие рисков, которые не подлежат качествен-ному описанию и выявляются неформализованным способом; недостаточ-ная степень автоматизации процессов идентификации рисков, касающихся запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную гра-ницу; отсутствие единой СУР для санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного видов государственного контроля в пунктах пропуска; снижение результативности таможенного контроля из-за длительности и сложности согласования процесса формирования про-филей риска; недостаточная степень информационного межведомственного взаимодействия между ФТС России и ФНС России, что позволяет недоб-росовестным субъектам ВЭД предоставлять разные сведения о товарах и сделках с ними для исчисления таможенных платежей и внутренних нало-гов; наличие зависимости между результатами таможенного контроля и совокупностью факторов: условия труда, климатические условия, уровень профессиональной подготовки, распределение нагрузки среди должност-ных лиц подразделения, психофизиологическое и психоэмоциональное со-стояние должностных лиц таможенных органов, наличие мотивации и дру-гие.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАН-ХиГС, к.т.н., доцент Людмила Пашкевич считает, что в процессе примене-ния системы управления рисками таможенными органами Российской Фе-дерации, проявляются проблемы организационного, нормативно-правового, технологического характера. Решение указанных проблем должно быть главным трендом деятельности таможенных органов, что позволит повысить качество применения системы управления рисками и эффективность деятельности таможенной службы России, что, в свою оче-редь, окажет благоприятное воздействие на экономику нашей страны в це-лом.