Правила поступления в вузы после колледжа изменятся с нового учебного года
Государственная дума приняла закон, согласно которому у обладателей дипломов среднего профессионального образования сохраняется право поступать в вузы России без ЕГЭ, но только если направление бакалавриата или специалитета соответствует профилю ранее освоенной специальности. Такие поправки были внесены в федеральный закон «Об образовании». С 1 сентября 2025 года начнут действовать новые правила поступления в вуз для выпускников колледжей. Соответствующий закон приняла Госдума 8 апреля 2025 года.Поправки к закону «Об образовании» в конце декабря 2024 года внесла межфракционная группа депутатов из комитетов по науке и высшему образованию и по просвещению. Авторы указывали, что принятие инициативы повысит качество знаний и мотивацию поступающих, которые не смогут использовать обучение в колледжах как «вариант обхода ЕГЭ» для поступления в высшие учебные заведения. Сейчас у выпускников СПО независимо от профиля обучения есть выбор — сдать ЕГЭ или написать внутренний экзамен по соответствующему предмету в вузе. Программу вступительных испытаний вуз устанавливает самостоятельно. Абитуриент также может комбинировать экзамены — часть сдавать в формате ЕГЭ, а часть — в вузе. Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что нередко второй вариант легче, так как университеты, особенно региональные, некачественно подходят к составлению заданий (см. “Ъ” от 26 декабря 2024 года).
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ соавтор законопроекта Александр Мажуга (ЕР) в ходе обсуждения также заявил, что существующий подход «не обеспечивает качественный состав поступающих и не мотивирует граждан к выбору одной специальности, по которой он будет осуществлять в дальнейшем свою трудовую деятельность».
Если будущий студент захочет начать осваивать совершенно другую специальность, ему придётся сдавать ЕГЭ. Как отмечает эксперт кафедры иностранных языков Среднерусского института управления- филиала РАНХиГС Ирина Булгакова, прежние правила зачастую приводили к тому, что выпускники колледжей выбирали вузы совершенно иного профиля. По ее мнению, это отрицательно влияло на качество образования и не мотивировало граждан к более осознанному выбору специальности.
Почти половина (41%) абитуриентов использовала упрощённую схему поступления, причём нередко на несмежные направления. Нововведения повысят уровень подготовки поступающих абитуриентов в вузы, и сделает процесс обучения более целесообразным. Повышение требований к соответствию специальностей также укрепит ответственность выпускников при выборе будущей профессии.