От улыбок стало светлее

Как научиться особенным детям жить в социуме?

Вы видели когда-нибудь такое чудо, чтобы все небо было затянуто мрачными тучами, а солнце освещало только одну площадку, словно старалось привлечь к ней особое внимание?

Такое необычное явление наблюдалось над базой отдыха "Голубое озеро", где на праздник по поводу окончания учебного года собрались ученики санаторно-лесной школы и их родители.

Одна на всех победа

Началось мероприятие с веселой спартакиады. Наверное, ни один сторонний наблюдатель, если бы здесь таковые были, не смог заподозрить, что эта галдящая и хохочущая ватага ребятни, гоняющей по берегу озера, - дети с расстройством аутистического спектра. Ведь их привыкли воспринимать как людей замкнутых, отгороженных от окружающего мира невидимой стеной. А здесь они, разделившись на две команды, бегали наперегонки по одному и попарно в обручах, кидали кольца на столбики, строили замысловатые хороводные цепочки и при этом бурно приветствовали участников своих команд, которым удавалось вырваться вперед в каком-либо конкурсе забавной эстафеты.
Здесь не определяли победителей или проигравших. Победа была одна на всех - хорошее настроение, улыбки и веселый смех детей, которые обычно так серьезно относятся к жизни.

От Микеланджело до Авраама Линкольна

Для всех детей учебный год - это серьезная работа, но особенным детям обучение дается особенно тяжело. Помимо школьной программы, им приходится осваивать много дополнительного материала, дающего возможность жить в социуме, заботиться о себе самостоятельно, находить согласие с окружающим миром. На это направлена принятая в минувшем году окружная концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра. Она содержит шесть разделов, в которых сгруппированы основные задачи - от формирования доступной среды до оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра.
Большая часть этих мероприятий направлена на переход к инклюзивному образованию, что даст возможность максимально раскрыть творческий потенциал этих необычных детей. А их таланты поражают. Они создают такие произведения искусства, будь то картина, скульптура или музыка, каким могли бы позавидовать известные художники и композиторы, складывают и вычитают, делят и умножают в уме многозначные числа, танцуют и играют на музыкальных инструментах.
Недаром в списке людей, имеющих аутистические расстройства, Ван Гог, Да Винчи, Микеланджело, Моцарт, Кортни Лав и даже Авраам Линкольн.
Вот и наши дети ежедневно трудятся над собой не покладая рук. Кто знает, может, сегодня среди ребятни, собравшейся на берегу Голубого озера, уже гоняют мяч будущие Айзек Азимов или Эмили Дикинсон?

Ура, каникулы!

Однако, уставшие за время долгого и напряженного учебного года, они так же, как и все ребятишки на свете, с нетерпением ждут каникул. Вот понимающие взрослые и организовали им этот праздник: отдыхайте, набирайтесь сил.
- Такие мероприятия необходимы нашим детям, - делится мама одиннадцатилетней Киры Надежда Цыбулькина. - Они дают возможность детям общаться друг с другом и со взрослыми в неформальной обстановке, пробуждают в них массу положительных эмоций. Они у нас все очень разные, но научились взаимодействовать друг с другом. Иногда кажется, что понимают друг друга с полувзгляда, обходясь без слов и лишних жестов. Да и для нас это много значит.

Родители очень привязаны к таким детям, не всегда могут выйти в общество, поскольку люди зачастую не находят с ними контакта, не знают, как общаться с особенными детками.

- Отдельно от имени всех родителей хочу поблагодарить сотрудников лесной школы, которые не оставляют наших деток и во внеучебное время, - подчеркнула Надежда. - К ним всегда можно обратиться за помощью, и не только в рабочее время. Вот и сегодняшний праздник организован их силами, несмотря на то, что уже начались каникулы и преподаватели могут позволить себе отдохнуть.
- Основная задача таких неформальных встреч - социализация детей, - считает и Марина Антоненко, мама маленького Саши. - Здесь они учатся играть, слушать взрослых, выполнять инструкции. Поведенческие границы расширяются от школьной дисциплины до более широкого спектра, позволяющего вырабатывать новые поведенческие навыки. Так, например, они учатся сдерживать агрессию, переводить негативные эмоции в более позитивное русло. Ну а для родителей это возможность пообщаться, обсудить проблемы, обменяться опытом их решения.
Пока взрослые обсуждали свои такие важные и серьезные дела, ребята надували воздушные шары и запускали в прохладный весенний воздух радужные мыльные пузыри, которые, к восторгу малышни, поднимались, танцуя на ветру, выше деревьев. Те, кто успел проголодаться на свежем воздухе, охотно угощались разными вкусняшками, заботливо приготовленными руками родителей. Некоторые отправились исследовать берег Голубого озера или прогуляться по лесу, сфотографироваться на фоне сосен.

Доброты много не бывает

Организаторами этого доброго праздника выступила социально ориентированная некоммерческая организация "Частное учреждение социального обслуживания "Подъемная сила".

- Мы заключили с лесной школой соглашение о сотрудничестве в рамках окружной концепции комплексного сопровождения людей с нарушениями аутистического спектра, - рассказала учредитель и директор "Подъемной силы" Валентина Комова. - Сегодняшний выезд на базу - это наш дебют в совместной деятельности. В ближайших планах - провести мероприятие в рамках анималотерапии. Мы надеемся, что нам удастся договориться с местными кинологами и конезаводчиками, чтобы они предоставили своих питомцев для знакомства и общения. Эта практика распространена во всем мире и признана одной из лучших форм социализации. Последующие мероприятия мы будем намечать в зависимости от актуальности, предварительно обсуждая их с родителями и педагогами лесной школы.
Ни детям, ни родителям еще долго не хотелось отпускать этот день, наполненный радостью, смехом, добротой и таким удивительным солнцем, терпеливо разгонявшим дождик над Голубым озером, давая возможность участникам праздника насладиться общением, свежим воздухом и хорошим настроением.

Цифра
В Югре 419 семей, в которых воспитываются 423 ребенка с расстройством аутистического спектра. На территории округа действуют 211 учреждений здравоохранения, соцобслуживания, спорта, культуры и образования, которые участвуют в реализации программы комплексного сопровождения детей.

Наталья Травова, по материалам Издательского дома Новости Югры
ИА Мангазея-Новая Югра