На «Победах» – за фильмом

Участники медиаэкспедиции "Победа – одна на всех" по итогам поездки снимут фильм об участниках трудового фронта Великой Отечественной войны. Об этом и других ближайших планах рассказали руководитель проекта Николай Заболотнев и член медиакоманды Алена Сафонова на пресс-конференции, которая прошла в редакции "Новостей Югры".

"Мы повторили историю"

Работа у участников медиаэкспедиции только начинается. Сейчас они будут распространять собранную информацию о тружениках тыла России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и предприятиях, на которых они работали. Ребята надеются, что на их зрителей, читателей и слушателей она произведет такие же неизгладимые впечатления, как и на них. Ведь эта поездка подарила им много самых разных, но одинаково сильных эмоций.
Например, Алену Сафонову впечатлили слова, которые она услышала в Шымкенте. Девушка осталась в Казахстане, когда все уехали в Узбекистан, потому что у нее не было загранпаспорта, и ее приютила казахская семья.
– Как назло, я слегла с высокой температурой, а у них – трое маленьких детей. Боялась, что заражу их, было неудобно. Но гостеприимные хозяева не подавали виду, выхаживали меня. Когда я стала приходить в себя, уже пора было уезжать, я поблагодарила их, а они ответили: "А что вы хотели? Мы повторили историю. Наши предки в тылу ваших предков – кто с фронта был, кто эвакуированный, выхаживали, и ставили обратно в строй. А мы – вас", – рассказала она.
А Николаю особенно запомнилась встреча с ветеранами в Караганде, в Доме культуры, построенном в 1930-х годах, где в годы войны был госпиталь:
– Задела за душу одна из бабушек. Ее эвакуировали в Караганду из Воронежа, и она работала в том самом госпитале. И она была очень рада тому, что мы интересуемся его историей. Ей было трудно ходить, но она пришла – обнимала нас, целовала, делилась с нами воспоминаниями, и было видно по глазам, что она счастлива нас видеть.

Право на празднование
Такими историями члены экипажа делились и друг с другом во время поездки. У каждого в машине была рация. Если рассказывать было нечего – читали стихи о войне.
– Когда Алена читала стихотворения Константина Симонова, я ехал один в машине, и у меня ком к горлу подкатывал, – погрузился в воспоминания Николай. – Потому что в такие моменты на самом деле понимаешь, для чего это делаешь. Были люди, которые нам говорили: "Шли бы лучше деньги зарабатывать". А мы это делаем потому, что мы сейчас – сытые, в тепле, все у нас хорошо. И чтобы это по-настоящему прочувствовать, надо окунуться в эту атмосферу. Для этого и едем на "Победах". Я второй год участвую в проекте и второй год 9 мая чувствую, что я имею право праздновать, потому что я сделал что-то, чтобы эту память сохранить: полгода чинил машину, проехал 10 тысяч километров, пообщался с ветеранами и теперь распространяю их истории.
Была, по словам руководителя экспедиции, у этой поездки и еще одна цель – развитие международных отношений.
– В Узбекистане не говорят "Великая Отечественная война". Там есть только "Вторая мировая". Это знак, что надо работать. Сейчас все чаще говорят о различиях между странами. А мы, наоборот, хотим показать, что у нас есть один прочный фундамент – Победа наших дедушек и бабушек. Безусловно, они помнят об этом. Но нельзя сказать: "У них все хорошо, можно успокоиться". Все в мире меняется, поэтому нужно продолжать сотрудничество.

На пути к международной команде
На основе собранной информации участники медиаэкспедиции планируют создать фильм, около пяти коротких видеороликов и выпустить буклет.
– Фильм будет довольно длинным – от 26 до 40 минут. Также мы сформируем информацию, которую публиковали в социальных сетях, в один буклет. Там будут истории, фотографии ветеранов, а также немного расскажем про сам автопробег: интересные случаи, цифры, события, – пояснил Николай.
Ближайшей осенью пройдет еще один этап медиаэкспедиции. На этот раз ее участники отправятся по городам Югры, чтобы распространить собранную информацию на встречах с молодежью.
– У нас много материалов, нам дали литературу практически во всех населенных пунктах. Все это нужно обработать. Будут посты в социальных сетях, видеоролики, встречи с молодежью. И весь опыт, который мы набрали, мы будем распространять, – пообещала Алена Сафонова. – В социальных сетях нас спрашивали, зачем мы работаем в интернете, ветераны там не сидят. На самом деле, это для молодежи. Чтобы они узнали о трудовых подвигах фронтовиков и тружеников тыла.
Продолжится и сотрудничество с молодежью из стран, в которых побывали югорчане. В сентябре ребята из разных городов собираются приехать в Югру на форум молодых парламентариев, чтобы обсудить совместные проекты. Один из запланированных вопросов, которые хотят поднять – привлечение к автопробегу жителей стран СНГ с их машинами.
– Мы хотим, чтобы в нашей экспедиции были не только экипажи из Югры, но и из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Чтобы на своих "Победах" они представляли свои страны. Как во время войны была межнациональная армия, так и здесь мы будем к этому стремиться, – добавил руководитель экспедиции. – Так как подготовка занимает немало времени, мы не уверены, что успеем реализовать это в следующем году. Но к 75-летию Победы мы надеемся собрать международную команду.

Экспедиция – не отдых
В этом году количество участников составило 16 человек – это "победоводы" (водители раритетных автомобилей), организаторы, которые занимаются подготовкой мероприятий, отвечают за питание и ночлег, и механики. А также ключевая "специальность" – члены медиакоманды. Именно они собирают и обрабатывают информацию, общаются с ветеранами и местными жителями, записывают и монтируют видео.
Ребята готовы принять в команду не только граждан других стран. Присоединиться может любой желающий. Но сразу предупреждают – это не отдых, и даже не легкая работа:
– За день проезжаем около трех городов. Времени на сон мало. Везде ждут люди, и хотят нас видеть пораньше и подольше. А иногда приезжаешь в город, а там, например, завод, на котором работали труженики тыла, для нас не подготовили. Так было в Нижнем Тагиле. Пришлось уже на месте самим договариваться, – рассказал Николай.
Впрочем, как бы сложно ни было, участники экспедиции всегда получали помощь и поддержку: где-то помогали местные жители, а где-то – счастливый случай. Так в Узбекистане им предложили купить два лобовых стекла. Все отказались, а югорчанин из Урая решил взять. Тогда другие участники его спросили: "Зачем? У тебя отличные стекла". Но, как только пересекли границу в Казахстане, в лобовое стекло одной из "Побед" ударил камень, и оно полностью покрылось "паутинкой" из трещин. Так приобретение, которое еще вчера было бессмысленным, стало необходимым.
Наверное, один из главных результатов, которые принесла поездка, – сделать подарок ветеранам. Многие из них – выходцы из России, которых эвакуировали в годы войны. Поэтому они были очень рады видеть в своей стране соотечественников. Как рассказали участники экспедиции, они говорили гостям из Югры: "Мы уже никогда не побываем в России, поэтому, спасибо огромное, что к нам приехали! Передайте пламенный привет вашим ветеранам! Вы живете в стране, которая обеспечивает мир во всем мире".

Андрей ФУНТОВ г. Полярный Мурманской области

- "Победа" – это мечта моего детства. Увидел ее у бабушки и стал хотеть такую же. Повзрослел – купил. В автопробегах начал участвовать только с ребятами из Югры. Мы познакомились в 2013 году, когда они стартовали с Мурманска по городам-героям. Я тоже решил поехать, потому что считал, что пройти такой путь на "Победах" невозможно. Да и историей Великой Отечественной войны интересовался с пятого класса.
Отлично, что жители Югры придумали и реализуют такой проект. Это незабываемые эмоции. Особенно, когда дети встают в очереди, чтобы их прокатили. Они, наверно, это на всю жизнь запомнят. Автопробегов существует много, но ездят, в основном, на иномарках, а мы едем на машине, которая является символом Победы Красной армии в Великой Отечественной войне, символом мирного времени. И это особенно воодушевляет.

Тимофей Левченко, по материалам Издательского дома Новости Югры
ИА Мангазея-Новая Югра