
Ямальский проект «Кочевая школа» – один из факторов обеспечения доступности образования для тундровиков
Накануне в Салехарде состоялось заседание Общественного совета при департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО.
На заседании обсуждена реализация модели этнокультурного образования в ЯНАО. Докладчиком выступил начальник отдела департамента образования округа Григорий Лымар. Он сообщил, что ямальский региональный проект "Кочевая школа" стал одним из способов обеспечения доступности образования для представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. Несмотря на то, что практики организации кочевых школ имеются и в других субъектах России, они, как правило, носят локальный характер. На территории Ямала в местах кочевий предоставляют услуги 22 образовательные организации: 139 детей охвачены дошкольным образованием и 44 – начальным общим образованием. В летний период – до 300 человек за счет организации предшкольной подготовки.
Со старта проекта в 2011 году на Ямале сложились модели кочевого образования, учитывающие сложившуюся инфраструктуру и особенности, присущие каждому муниципалитету. Например, в Шурышкарском районе существует практика "Выездной воспитатель", когда в зимний период воспитатели выезжают в небольшие населенные пункты. Этот проект будет расширяться, так как имеется спрос со стороны жителей. Непосредственно "Кочевая школа" функционирует в Ямальском районе. Воспитатель кочует вместе с оленеводами на большие расстояния. На фактории Паюта (Приуральский район) действует стационарная школа на 15 учебных мест – это модульное здание, оснащенное всем необходимым оборудованием и доступом к сети Интернет. Методики организации кочевого образования ЯНАО по достоинству оценены и на федеральном уровне. Именно ямальский проект занял первое место во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик. А по итогам Государственного совета РФ, состоявшегося 23 декабря 2015 года, он рекомендован к внедрению во всех северных субъектах России.
Непосредственно проект "Модель этнокультурного образования ЯНАО" предполагает обновление системы школ-интернатов в регионе. Основные его составляющие – дошкольное образование, предшкольная подготовка, разработка нового поколения учебников по родным языкам коренных народов и создание нового образовательного пространства школы-интерната. В рамках проекта к 2020 году ямальские школы-интернаты должны стать социокультурными образовательными центрами. Этому будут способствовать обустройство школьных этнопарков, мастерских, проведение интенсивных каникулярных и предметных мероприятий.
Разработка нового поколения учебников по родным языкам ведется в ЯНАО. Уже разработаны учебники по ненецкому и хантыйскому языкам, а в 2017 году будет завершена работа по подготовке учебников по селькупскому и коми-зырянскому языкам. После того как Министерство образования и науки России включит эти издания в федеральный перечень, то их можно будет использовать в образовательном процессе повсеместно.
Также участникам заседания представлена информация о формах общественного контроля по вопросам коренных малочисленных народов Севера округа и определен план работы Общественного совета на 2017 год.
Наша справка. Общественный совет образован при департаменте по делам КМНС ЯНАО в апреле 2007 года. Его члены осуществляют свою деятельность на общественных началах. Совет является совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие департамента с представителями ямальской общественности по вопросам социального и экономического развития округа. Состав совета формируется из числа самовыдвиженцев, а также кандидатов от общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных и действующих на территории округа. Кроме того, кандидатов могут представить Общественная палата ЯНАО, общественные палаты муниципальных образований и исполнительные органы власти.