ЯНАО. Новый Уренгой - На месте одного из промежуточных лагерей 501-ой стройки установлен поклонный крест

Поклонный крест в память о тех, кто погиб на 501-ой стройке, появился недалеко от района Лимбяяха.

Инициаторами его установки выступили Коротчаевское хуторское казачье общество и местный православный приход, Территориальное управление Администрации города Новый Уренгой в районе Коротчаево. Участие в мероприятии приняли представители Управления по работе с молодежью и общественностью Администрации города, молодежных организаций, ветераны Севера. А изготовление памятного знака взяло на себя локомотивное депо Коротчаево (начальник Михаил Войник).

Крест был установлен на месте одного из промежуточных лагерей стройки. Сразу после установки состоялось его освящение, священник провел молебен.

"Это дань памяти тем, кто погиб при строительстве дороги, – отметил советник Главы города Александр Рябов. – Мы надеемся, что инициативу по установке поклонных крестов поддержат и другие муниципальные образования, на территории которых находились промежуточные лагеря 501 и 503 строек".

Для справки:



Железная дорога "Чум — Салехард — Игарка" (строительство №501 и №503) сегодня является своеобразным памятником жертвам сталинских репрессий. Ее назвали "Мертвая дорога", "Сталинская дорога", "Дорога в никуда"… Строительство дороги велось с 1947 по 1953 год, через стройку прошло около 70 000 человек – в основном заключённые ГУЛАГа.

Механизация была минимальная, в основном ручной труд. Каждые 5-10 км железной дороги строился лагерь с заключенными. Условия строительства были жёсткие: дефицит материалов, тундра, вечная мерзлота, множество ручьёв, болот и рек, короткое и холодное северное лето, отягощённое всепроникающим гнусом, и продолжительная зима с частыми морозами за -40 и метелями. Тяжелые условия работы обуславливали высокую смертность.

Начиная с 1951 года, капитальные вложения в дорогу постепенно стали сокращаться. Это было связано с начавшимися новыми грандиозными стройками, которые требовали огромных затрат. А в марте 1953 года было принято решение законсервировать строительство железной дороги Салехард- Игарка.

За невиданно короткий срок было уложено 900 километров стального полотна. Казалось, недалек тот день, когда две ветки дороги – 501 и 503 стройки – соединятся. Но сразу после смерти Сталина "стройка века" была прекращена, лагеря расформированы. Почти 1000 км. пути между Енисеем и Обью, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре.

Сейчас эта дорога разрушена временем, занесена песком, заросла деревьями. В некоторых местах шпалы рассыпались совсем и рельсы прерываются. Дорога умерла, не родившись.

Несмотря на такой бесславный конец, эта железная дорога имела много положительных моментов: осваивались северные территории, строились жилые поселки; строительство обеспечило местное население хорошо оплачиваемой работой; была построена магистральная телефонная линия Салехард – Игарка – Норильск; в результате исследовательских работ были получены сведения о наличии нефти и газа в округе.


При подготовке материала использована информация с сайта МУК "Музей истории и археологи" г. Надыма" http://nadymregion.ru/501.html