Югра на пороге дорожно-строительного кризиса. Об этом говорят цифры финансирования целевых программ в сфере дорожного строительства

Югра на пороге дорожно-строительного кризиса. Об этом говорят цифры финансирования целевых программ в сфере дорожного строительства

Представленный в рамках последней парламентской сессии отчет о реализации областной целевой программы «Сотрудничество» за 2012 год и первый квартал 2013 года демонстрирует ежегодное сокращение финансирования мероприятий строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации дорог регионального назначения. Если ранее на эти цели из бюджетов трех субъектов для ХМАО выделялось по 10-12 миллиардов рублей в год, то в последние годы в среднем порядка шести миллиардов. Для сравнения – такое же количество средств в дороги инвестировали в посткризисный 2009 год, когда экономика страны переживала не лучшие времена.

«Дорожное строительство на сегодняшний день перестало быть приоритетной отраслью – финансирование снижается. Более того – из года в год мы отрываем из отрасли миллиарды, закрывая дыры в бюджете. Пример 2010 года : из программы «Сотрудничество» было выведено восемь миллиардов рублей для выкупа жилья – это те средства, которые ранее претендовали на строительство дорог. И столь незначительной суммы должно хватить на несколько приоритетных направлений – строительство новых магистралей, реконструкцию дорог со стажем. Одно только содержание дорог, включая зимники, обходится округу каждый год почти в два миллиарда рублей», - отмечает Алексей Андреев. При этом парламентарий считает необходимым усилить контроль за исполнением программы. Сегодня этот показатель находится на низком уровне, для дорожно-строительных мероприятий цифра исполнения равна всего 82,97% от общего объема средств в 2012 году. Как следует из отчета об исполнении программы «Сотрудничество» в числе объектов с критически низким процентом освоения - строительство IV и V пусковых комплексов объездной дороги 1 «З» в Сургуте (исполнение - 0%), дороги VIII пускового комплекса Куминский – Тынкуль автомобильной дороги Тюмень – Приобье (исполнение – 3,56%), строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодорожного коридора Пермь- Серов-Ханты-Мансийск –Нефтеюганск-Сургут-Нижневартовск-Томск (исполнение – 0,66%) и другие объекты. Стоит отметить, что 100%-ное финансовое исполнение программы «Сотрудничество» - только в части проектов в области окружающей среды и экологической безопасности.

По подсчетам аналитиков общественной приемной парламентария, по предварительным расчетам на выполнение всего комплекса дорожно-строительных работ ежегодно требуется финансирование не менее 20 миллиардов рублей. В 2005-2008 годах эти цифры выдерживались: на содержание и строительство дорог за эти годы в Югре по всем программам было направлено порядка 72 миллиардов рублей, то есть в среднем за сезон дорожники получали порядка 18 миллиардов рублей. В соответствии с программами на 2011-2015 годы в части дорожного строительства в среднем годовое финансирование не превышает 11 миллиардов в год, то есть объемы финансирования почти в два раза ниже, чем за предшествующий период. Не утешительны цифры и 2013 года: на дорожную деятельность в целом по округу из всех источников выделено всего 11,1 миллиарда рублей. Если распределить все источники финансирования, то получим следующее: в рамках программы «Сотрудничество» - 5,2 миллиарда рублей, из окружного дорожного фонда – 4,8 миллиарда рублей, их федерального бюджета – 513 миллионов рублей, из местных бюджетов – более 88 миллионов рублей, целевой транш из бюджета Томской области – более 114 миллионов рублей, средства внебюджетных источников – 350 миллионов рублей.

«При снижении уровня финансирования дорожной отрасли мы не только не строим новые объекты, но и не можем поддерживать в нормальном состоянии уже построенные магистрали. Отличные, безопасные дороги как гордость Югры практически перестали существовать. Развитие транспортной сети, сама транспортная сеть – это основа экономики, и если средства на данные нужды сокращать, то в ближайшее время округ может лишиться этой основы. Через наш округ, который формирует одну треть бюджета Российской Федерации, лежит путь на Ямал, а это – газ, вторая треть бюджета страны», - резюмирует Алексей Андреев.

Предложения Алексея Андреева об увеличении финансирования дорожно-строительных мероприятий в рамках областной программы «Сотрудничество» направлены в адрес Председателя думы Югры Бориса Хохяркова, включены в итоговый протокол слушаний об исполнении программы «Сотрудничество» и должны быть учтены Правительством округа при формировании программы на следующий финансовый период.


Справка
Согласно информации Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО финансирование дорожной деятельности в округе составляет: 2005 год – 18 млрд. 739 млн., 2006 год – 19 млрд. 469 млн., 2007 год – 19 млрд. 677 млн., 2009 год – 10 млрд. 768 млн., 2010 год – 13 млрд. 244 млн., 2011 год – 9 млрд. 628 млн.
2012 год – 11 млрд.289 млн., 2013 год – 11 млрд. 132 млн.. На 2014 год запланировано – 8 млрд. 200 млн., на 2015 год – 4 млрд. 500 млн. рублей.

Протяженность всех дорог регионального и межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - 2 554 км. Но при этом есть поселки, которые до сих пор не имеют круглогодичной связи с дорогами общего пользования, по последним данным таких населенных пунктов в округе 120.