Крупные сетевики вызвали в Нижневартовске волну недовольства

Крупные сетевики вызвали в Нижневартовске волну недовольства


Бороться с федеральными ритейлерами местные предприниматели устали и постепенно сдают свои позиции.

В Нижневартовске открылся очередной торговый центр, который обещал не уступать по своим масштабам сургутским молам. Уступил, - резюмирует спустя несколько дней после открытия вартовчане. В магазине почти не представлены популярные бренды одежды и жители города по-прежнему отправляются на шопинг в экономическую столицу Югры. Вместе с тем, немалую часть площадей здесь занял очередной представитель транснациональной компании, торгующей продуктами. Еще не так давно местное бизнес-сообщество сетовало, что «федералы» вытесняют «малышей». Но сегодня, судя по всему, такое положение дел беспокоит предпринимателей все меньше.

Пик недовольства захватом рынка сетевиками пришелся на 2013 год. Три года назад, во время встречи с тогда еще бизнес-омбудсменом Ольгой Белоножкиной нижневартовцы обратили ее внимание на резонансную ситуацию, связанную с федеральными торговыми сетями. Речь шла о, чуть ли, не массовом закрытии торговых точек в шаговой доступности.

Проблема заключалась, например, в жестком демпинге. Крупные игроки рынка вполне могли себе позволить продавать товар дешевле или даже, в некоторых случаях, себе в убыток. Логично, что жители города сделали свой выбор в пользу новых гипермаркетов. Таким образом, часть небольших магазинчиков оказались не у дел.

Натерпелись в свое время от нашествия ритейлеров и местные товаропроизводители. Покупать их товары федералы не отказывались, однако при этом выставляли такие условия, которые были неприемлемы для маленьких промышленников.

В том же 2013 году уполномоченный по защите прав предпринимателей назвала взаимоотношения между местными товаропроизводителями и федеральными торговыми сетями непростыми. При этом, отметила, что проблемы системные. В конце 2014 года в Югре в связи с этим была подписана «Хартия представителей торговых сетей, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», основной задачей которой стала поддержка регионального производителя и продвижение местных товаров. Дело, как видно сейчас, сдвинулось с мертвой точки.

Между тем, развитие малого и среднего бизнеса приносит доход не только его владельцам. Создаются новые рабочие места, и, что важно, «малыши» обеспечивают приток налоговых поступлений в местную казну.

Ритейлеры же платили и до сих пор платят налоги по месту своей регистрации.

Крупные сетевики вызвали в Нижневартовске волну недовольстваДепутат нижневартовской думы Сергей Землянкин, которого иногда называют «официальным лоббистом деловой среды Нижневартовского региона», не однократно предлагал выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень: пусть крупные игроки платят налоги с квадратно метра и по месту нахождения объекта:

- Сегодня, если площадь торгового зала не превышает 150 квадратов, налог платится, исходя из квадратуры, вне зависимости от места регистрации предприятия. А почему нельзя применить аналогичный закон, даже если торговая площадь «сетевика» 1000 квадратов? Я никак не могу получить ответ на этот вопрос. И вывод тогда один: значит, кто-то лоббирует интересы транснациональных компаний.

Под «кто-то», возможно, имеется в виду городская власть. Однако в администрации уже ни раз отвечали на подобного рода выпады. В качестве примера приводили добровольную продажу местными бизнесменами торговых площадей, в которых впоследствии «поселились» федеральные сетевики.

Неоднократно говорила об этом сити-менеджер Алла Бадина. Она отмечала, что закрыть город от прихода федеральных сетей не возможно. Но при этом, предприниматели могут, например, сами участвовать в аукционах на выставляемые земельные участки – под строительство торговых центров.

Не имеет к ритейлерам нареканий сегодня и антимонопольная служба. По данным заместителя руководителя УФАС по Югре Василия Иванова, в минувшем году было зарегистрировано всего два обращения на действия ЗАО «Тендер» - это сеть магазинов «Магнит». Жалобы написали предприниматели из Сургута и Лянтора. Однако специалисты ведомства нарушений не обнаружили. Исходя из анализа, доля сети на рынке розничной реализации продуктов в Югре составляет всего 7,3 процента. По закону, ограничить компанию, например в приобретении или аренде дополнительных торговых площадей можно только в том случае, если она занимает четверть рынка. Не нашли югорские антимонопольщики в 2015 году и нарушений закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.

Как отмечает заместитель директора Нижневартовского филиала ФПП-Югры Анна Чернухина, на засилье транснациональных компаний, как правило, жалуются представители малого бизнеса из небольших городов и поселений. Примерный объем выручки местных магазинов, работающих в формате «шаговой доступности» известен. Исходя из этого, предприниматели строят планы по развитию бизнеса. Приход новых крупных игроков эти планы «корректирует». С федеральной сетью местные не способны конкурировать по цене, в результате выручка значительно падает. А следом встает и вопрос выживания бизнеса.

Артур Аббасов, владелец небольшой торговой точки в Нижневартовске признается, что, несмотря на близкое соседство с гипермаркетом от нехватки покупателей он все равно не страдает. Жители микрорайона приходят сюда за хлебом, сметаной, выпечкой. Покупают кое-что из мясной продукции – то, чего не продают в сети. И даже фрукты-овощи, которые по цене выше, чем в большом магазине, люди покупают здесь. Зачастую потому, что их качество выше.

По данным заместителя руководителя окружной службы госстатистики Надежды Петровой в Югре оборот розничной торговли малых предприятий в 2105 году по сравнению с 2014-ым в целом снизился. Однако если говорить о Нижневартовске в частности, то здесь он превысил уровень 2014 года - почти на 13 процентов.

Крупные сетевики вызвали в Нижневартовске волну недовольства- Количество малых и средних предприятий составило 2923 единицы, что на 22 больше по сравнению с предыдущим. Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса увеличилась на 334 человека и составила 35,7 тыс. человек. С учетом индивидуальных предпринимателей в этом секторе сегодня работает 46 тыс. человек, что составляет 37% от общего количества занятых в экономике города, - отметила в своем отчете главы администрации города Алла Бадина.

Представители самых разных структур не отрицают, что малый и средний бизнес, и речь не только о торговле, испытывает сегодня определенные трудности. Однако даже проблему экспансии больших торговых компаний можно решить. Как собственными силами, так и при содействии властей.

О том, что Югра создает самые комфортные условия для ведения бизнеса в УрФО, не так давно говорил руководитель представительства агентства стратегических инициатив в федеральном округе Даниил Мазуровский. По некоторым пунктам автономия вошла в десятку лучших по России.

Крупные сетевики вызвали в Нижневартовске волну недовольстваПо словам представителя Нижневартовска в югорской думе, члена комитета по экономической политике, региональному развитию и природопользованию Сергея Великого, даже в непростой экономической ситуации округ продолжает поддерживать «малышей». Более того, антикризисный план включил в себя новые механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства — от грантов и снижения арендных ставок до налоговых каникул для начинающих бизнесменов.

- Например, в рамках нижневартовской муниципальной программы, утвержденной на предстоящие 2016-2020 годы, разработана комплексная система мероприятий по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства. В ближайшие годы на эти цели только из городской казны направят 43 135 тысяч рублей.

Как считает парламентарий, сегодня называть заход федеральных сетей в Югру проблемой уже не стоит. Те, кто умет подстраиваться под рынок, пользуется теми инструментами, которые дают закон и государственные программы поддержки, остаются в бизнесе. Окружные власти помогают решить вопросы с недостаточностью собственных средств, в том числе и для использования современных технологий и оборудования, минимизируют сложности в получения кредитов, помогают решить вопрос с имущественной базой и даже повышением квалификации кадров. И все это вкупе с желанием остаться на плаву дает «малышам» не плохие конкурентные преимущества.

В материале использованы фото Михаила Плецкого
Виктория Пешкова, ЮГРАИНФО