До 2020 года в ямальских школах дополнительно создадут около пятнадцати тысяч мест

Фото с сайта пресс-службы губернатора ЯНАО

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин принял участие в селекторном совещании о программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, которое сегодня провел председатель правительства России Дмитрий Медведев.

Открывая совещание, премьер-министр определил значимость темы строительства новых школ по всей стране, как "сверхмасштабный проект". По словам Дмитрия Медведева, нужно четко понимать, как обстоят дела в каждом конкретном регионе, где и сколько школ нужно построить, реконструировать, сколько школ требуют капитального ремонта, ситуация зависит от специфики нашей страны. Было отмечено, что сегодня в среднем по России каждая четвертая школа работает в две или три смены. Многие здания физически и морально устарели, значительная их часть нуждается в капремонте и переоснащении, или же в регионах должны быть построены новые школы, если ремонтировать школы не имеет смысла.
Как отметил Дмитрий Медведев, сегодня проблема очередности в детсады практически решена для детей от трех до семи лет. Но скоро эти дети отправятся в школы. Уже в этом году первоклассников на 145 тыс. больше, чем в прошлом. Через десять лет общее число школьников вырастет еще на три с половиной миллиона. Самостоятельно справиться с такой задачей региональным властям будет весьма непросто. Именно поэтому правительство РФ начинает программу "Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях", которая рассчитана на период до 2025 года.
"Качественное образование можно получить только в хорошо оснащенных школах - это мировой опыт, - сказал председатель правительства. - Невозможно просто сидя на лавках, в школе, где нет никаких элементарных удобств, получать образование сегодня. Должны быть компьютеры, должен быть интернет, нормальные столовые, спортивные залы для гармоничного образования. Наконец, просто должна быть нормальная канализация и горячая вода, что есть далеко не везде".
Отметим, на Ямале утвердили план мероприятий по ликвидации второй смены в школах на 2015-2019 годы. До 2020 года в ямальских школах планируют создать дополнительно 14 тыс. 753 ученических места (2015 год – 1888 мест, 2016 год - 1377 мест, 2017 год - 853 места, 2018 год - 1741 место, 2019 года - 8894 места). Эти дополнительные места создадут за счет строительства и реконструкции зданий, рационального использования имеющихся площадей, перераспределения учеников по другим школам, перепрофилирования классов.
Как сообщает пресс-служба главы региона, Ямал активно строит новые здания для школ. Строительство идет по адресной инвестиционной программе автономного округа: за пять лет ввели 16 школ на 4650 мест как в городах, так и в заполярных поселках. Напомним, с 2010 года в округе, кроме объектов образования, возвели еще и 24 детсада.
Процент учеников второй смены в регионе постепенно снижается. В 2015 году таковых было 19 процентов (13235 человек) от общего количества учеников: это ниже показателя 2013 года на 9,9 процента и на 2,2 процента ниже показателя прошлого года.
Согласно федеральной программе задача по ликвидации второй смены будет осуществляться поэтапно: 2018 год - ликвидация третьей смены обучения; 2019 год - переход 1-4, 10-11(12) классов на обучение в одну смену; 2024 год - переход на обучение в одну смену 5-9 классов; 2025 год - все будут получать образование в одну смену. Учитывая поэтапность исполнения мероприятий на федеральном уровне и принятие бюджета Ямала на один финансовый год, в региональный комплекс мер будут вносить изменения по срокам выполнения мероприятий.
При этом специалисты считают, что вопрос ликвидации второй смены необходимо рассматривать с учетом особенностей и возможностей регионов. Эта задача поставлена правительством РФ из-за необходимости обеспечить занятость детей во второй половине дня, что предполагает также профилактику негативного поведения и наркомании. Предполагается, что школа полного дня возьмет на себя заботу о детях, когда их родители на работе. Но при этом эксперты обращают внимание на то, что проблема безопасности детей характерна, прежде всего, для мегаполисов. В большинстве малых населенных пунктов вопросы воспитания и развития детей в послеурочное время успешно решаются в условиях учреждений допобразования. Например, в ямальских учреждениях спорта, культуры и дополнительного образования сегодня занимаются более 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Эти учреждения оснастили необходимым учебно-игровым оборудованием для занятий спортом, техническим творчеством, робототехникой, музыкой, хореографией - дети могут выбирать направление по душе. Создать такое же количество направлений и необходимую материальную базу в каждой отдельной школе сложно. Дети посещают кружки и секции в свободное от уроков время (те, кто обучается в первую смену, занимаются в учреждениях дополнительного образования во вторую половину дня, и наоборот). В случае перевода школ только на односменный режим работы расходы на содержание школ будут огромными, что неэффективно при высокой стоимости коммунальных услуг в условиях Крайнего Севера. Поэтому ямальцы предлагают рассматривать этот вопрос, во-первых, с учетом региональной специфики, во-вторых, с учетом развитости системы дополнительного образования детей в соответствии с задачами по обеспечению их занятости во внеурочное время.
В мероприятии также приняли участие заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, министр образования РФ Дмитрий Ливанов, другие представители профильных ведомств. В Салехарде кроме главы региона в совещании участвовала исполняющая обязанности заместителя губернатора ЯНАО, руководитель департамента образования Ирина Сидорова.

Тимофей Левченко, по материалам ИА Север-Пресс
ИА Мангазея-Новая Югра