Над замершей Саймой, в вышине
В Сургуте состоялся праздник-обряд "Тылыщ поры" – "Нарождение луны"Праздник в пятый раз прошел в историко-культурном центре "Старый Сургут". Сотрудники отдела коренных народов Севера подготовили к нему специальную программу, включающую традиционный обряд обско-угорских народов "Тылыщ поры" – "Нарождение луны".
Высшая сила
Обряд воспроизвели на основе воспоминаний старожилов сургутских ханты.
– Этот традиционный праздник проводился в течение первых трех месяцев года на растущую луну. Предки ханты и манси считали, что обряд способствует возрождению, размножению всего живого в природе, а поклонениями и дарениями человек как бы откупался от природы за промысел на зверей и птиц, – рассказывает заведующая отделом Марина Самсонова.
Крепкий мороз не помешал сургутянам посетить это праздничное обрядовое действо. Под ясным месяцем в спускающихся сумерках жители промышленного города наблюдали за коренными жителями Севера, одетыми в праздничные национальные одежды.
Вот зазвучала музыка и на сцену вышла Ючи ("сказочная девушка" с хантыйского языка. - Прим. ред.). Плавные движения ее танца буквально заворожили присутствующих. Закончив танцевать, Ючи поприветствовала гостей праздника и пояснила, что поскольку жизнь северных народов связана с окружающей природой, то обряды, возникшие в глубокой древности, ориентированы на "извинительные акты" перед ней. Обряд "Тылыщ поры" из их числа. Связано это с тем, что ханты и манси верили – от высших сил зависит промысловая деятельность и общий жизненный путь человека, поэтому, совершая обряды, обращались к божествам с просьбами получить ту или иную помощь. В этот вечер состоялось обращение к нарождающейся луне.
Свети, месяц!
Согласно традициям, молодые люди взяли мешок, лопаты и отправились от дома к чуму.
Перед тем как войти в жилище, они поскребли чум лопатой снизу-вверх, приговаривая: "Хулы, хулы, тэл вохс, Йилуп най пух, йилуп ворт пух, щи этас". Это в переводе означает: "Месяц, месяц, поесть-попить просит. Новый, новорожденный, Божественный сын Неба, Месяц появился". Хозяйка чума - сотрудник отдела Лариса Халак вынесла угощения гостям со словами: "Пусть у вас будет полный стол угощений, пусть у нас будет столько же". Гости, взяв угощение, отправились к другому жилищу и проделали то же самое.
Тем временем сумерки плавно перетекли в темный вечер, высветивший яркий месяц в густой синеве. С праздничным угощением гости собирались у "снежного" стола, где их ожидала гостья праздника - жительница Лянтора, руководитель хантыйского фольклорно-этнографического ансамб-ля "Пинэлы" – "Пимочка" Светлана Сенгепова. Настало время проведения обряда поклонения нарождающейся луне. Это был самый настоящий обряд.
– Новый, новорожденный, Божественный сын Неба, здравствуй! – обратилась она к месяцу. – Наполненный был, и сейчас народился! Месяц появился, народился! Прими наши угощения! Если мало еды, пусть еда приумножится, если чашка опрокинута, то пусть наполнится! Если амбар опустеет, пусть наполнится! Если ослабнут руки и ноги, пусть сила прибавится! Если у людей амбары опустеют, пусть наполняются, пусть руки и ноги людей здоровыми, сильными будут!
Взоры всех присутствующих в этот момент были обращены к месяцу. В небе уже поблескивали первые звезды, мелкие снежинки кружились в свете фонарей. Издалека доносился шум города, но гости праздника словно были в другом, параллельном мире. "Вывел" собравшихся оттуда голос Светланы Сенгеповой: "А сейчас приглашаю всех к "снежному" столу – отведать кушанья и затем совершить обряд очищения – умыться снегом".
В более теплую погоду лицо можно было бы умыть снегом, но в этот морозный вечер сургутяне ограничились лишь подбрасыванием его вверх.
А над замерзшей Саймой в вышине все ярче светил месяц, даря надежду, любовь и уверенность в завтрашнем дне. Ведь светило появляется на небе каждую ночь.
