Несвоевременная поддержка автодорог ведет к удорожанию стоимости их ремонта

Несвоевременная поддержка автодорог ведет к удорожанию стоимости их ремонта

Специалисты-автодорожники, изучившие окружную госпрограмму по развитию транспортной системы ХМАО на период 2014-2020 годов, делают безрадостные выводы. Программа в ее сегодняшнем виде не способна обеспечить действительное развитие автодорожной сети, со значительным – как того требует текущий недостаток дорог – увеличением ее протяженности. И качество дорог будет год от года ухудшаться ввиду катастрофически низких объемов финансирования работ по их содержанию. Следствием недофинансирования отрасли может стать сокращение производственного потенциала автодорожников и уход их в другие регионы, что фактически означает развал отрасли как таковой.

Предложения в программу развития транспортной системы Югры от генерального дериктора некоммерческой организации "Союз строителей Югры" Валерия Фомагина


Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью права и свободы человека, возложив на государство обязанность по созданию механизма защиты жизни и здоровья людей, включая обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Аналогичные полномочия закреплены пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257 – ФЗ), в соответствии с которым, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Дорожное строительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за последние 15 лет развивалось устойчивыми темпами, что позволило создать крупные дорожные предприятия, и построить современную сеть автомобильных дорог. Ежегодное вложение бюджетных средств в строительство, реконструкцию, содержание и ремонт региональных и межмуниципальных дорог в пределах 10-15 млрд. руб., а в отдельные годы (с 2006 по 2008) до 20 млрд. руб. позволяло дорожным строителям своевременно и качественно развивать и совершенствовать дорожную сеть округа, ежегодно вводить в среднем по 217 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Сеть автомобильных дорог в автономном округе имеет свои особенности и характерные отличия от общероссийской дорожной сети:

1. Доля частных дорог в общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в автономном округе составляет 86%, в России они составляют 17%. Соответственно региональные или межмуниципальные автомобильные дороги автономного округа являются структурообразующими в сети дорог и, составляя около 20% от всех автомобильных дорог, воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.

2. Автономный округ характеризуется низким показателем густоты автомобильных дорог общего пользования, которой в 7,2 раза меньше, чем по России.

3. Резкие различия в обеспеченности автомобильными дорогами круглогодичного действия на его отдельных территориях. Дифференциация между отдельными муниципальными образованиями по их наличию и протяженности очень высока.

4. Несоответствие уровня сети дорог уровню автомобилизации и спросу на автоперевозки. При нормативных межремонтных сроках на капитальный ремонт 12 лет и 4 - 6 лет на ремонт (в зависимости от категории дорог) сложилась ситуация, когда транспортно-эксплуатационные характеристики значительной части региональных или межмуниципальных дорог не отвечают нормативным требованиям. На 1 января 2013 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составила 2573,8 км, из них 2394,2 км с твердым покрытием, в составе которых расположено 265 мостов и путепроводов, общей протяженностью 20,3 км, протяженность зимних дорог и ледовых переправ – 2787 километров.

Из общего количества 39% (1000,526 км) составляют дороги, срок службы которых составил более 8 лет. Из них 345,6 км используются более 8 лет, 370,6 км - более 10 лет, 284,3 км - более 12 лет. Кроме того, 434,97 км дорог уже находятся в аварийном состоянии, не соответствуют нормативным требованиям, и требуют реконструкции или неотлагательного ремонта. Несвоевременная поддержка автомобильных дорог в нормативном состоянии способствует повышенной аварийности на дорогах, уменьшает межремонтные сроки службы, и ведет в дальнейшем к удорожанию стоимости их ремонта.

5. Промышленная направленность развития экономики автономного округа определяет постоянное увеличение в составе транспортного парка автомобилей большой грузоподъемности.

6. Результатом и следствием недофинансирования отрасли является рост числа погибших на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий. Согласно официальным данным ГИБДД в 2012 году на дорогах округа погибло 307 человек, что на 25,8% больше, чем в 2011 году. Рост количества погибших в результате ДТП наблюдается и в первом полугодии 2013 года, 114 человек, что на 12,9% выше, чем в первом полугодии 2012 года.

Формирование современной дорожной сети в автономном округе происходило в относительно короткие сроки, интенсивное развитие региона влияет на максимальную нагрузку дорожной сети и не позволяет сегодня останавливаться на достигнутом, соответственно есть необходимость в решении задач, направленных на дальнейшее её совершенствование.

В проекте государственной программы "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период 2014-2020 годы", предложенном к обсуждению, сохранены принципы и подходы формирования предыдущей программы, которые не содержат мер по дальнейшему качественному сохранению и развитию дорожной инфраструктуры автономного округа, хотя Перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию от 22 декабря 2012 года (Пр-3410, п.3.10.) Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые меры, направленные на развитие сети автомобильных дорог, обеспечив в ближайшее десятилетие увеличение объемов их строительства и реконструкции в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 годов. В проекте государственной программы автономного округа предусмотрено последовательное снижение средств на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Доля финансирования к 2020 году от предусмотренных расходов на дорожное хозяйство будет равна 36%, в том числе на само строительство дорог 18,9%, что ежегодно будет составлять около 2 млрд. руб. (приложения 1, 2).

Вся стоимость программы из всех источников финансирования на 7 лет составляет 72 млрд. руб., в среднем в год на все решаемые задачи будет направлено по 10,3 млрд. руб., в том числе из дорожного фонда округа планируется направлять около 70% ежегодно, что составит по 6,8 млрд. руб., что ниже уровня 2005-2010 годов на 6% (7,2 млрд. руб. в год). Указанных объемов, на успешное решение поставленных задач явно недостаточно. По оценкам специалистов для сохранения и развития дорожной отрасли необходимо направлять до 20 млрд. руб. ежегодно. Объем финансирования, предусмотренный в проекте программы, обеспечивает низкие целевые показатели программы.

1. Так, протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения к 2020 году планируется довести до 2852,2 км, увеличив за счет строительства в планируемой семилетке на 278,4 км, т.е. в среднем по 40 км в год.

2. Прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – 3;

3. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 1000 кв. км территории – с 4,81 до 5,33 (км/на 1000 кв. км).

4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно – эксплуатационным показателям завуалирован и показан в размере 5,57%, но пересчитав абсолютный прирост автомобильных дорог, согласно приведенных данных, этот рост составляет всего 2,7%.

5. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не соответствующих нормативным требованиям к 2020 году с 16,9% возрастет до 23,02%.

6. Число строящихся и реконструируемых объектов сократится.

По мнению самих разработчиков проекта государственной программы проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, но при этом никаких эффективных механизмов на решение проблемы программой не предусмотрено. Считаем, что реализация представленного проекта не обеспечит исполнение Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры полномочий при осуществлении дорожной деятельности.

Изменение стратегических и тактических задач в сфере транспортного комплекса автономного округа, направленное на сокращение ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, снижает объемы строительных работ предприятий, что обуславливает большое сокращение квалифицированных кадров, снижение уровня жизни семей, работающих на предприятиях, увод большей части производственных мощностей компаний в другие регионы Российской Федерации. И если такая ситуация сохранится, то Югра останется без собственной автодорожной базы, тогда для производства серьезных и сложных работ придется, либо привлекать кого-то со стороны, либо вкладывать большие финансы в возрождение некогда сильного комплекса. Снижение качества дорожной инфраструктуры в дальнейшем отразится на развитии социально-экономического потенциала региона, приведет к ухудшению качества жизни населения.

В настоящий период в дорожной отрасли сложилась критическая ситуация, а поэтому, в период разработки и принятия новой программы, Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры необходимо принять срочные корректирующие меры и рассмотреть все возможные способы решения проблемы дорожной отрасли, еще раз пересмотреть определенные приоритеты по финансированию отрасли в целях её сохранения и развития. К большому сожалению, как в проекте государственной программы "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 – 2020 годы", так и в принятой, 22 марта 2013 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года проигнорировано поручение Президента Российской Федерации по увеличению дорожного строительства и обеспечению эффективных мер, направленных на его сохранность.

Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №2096-р во исполнение Указа Президента от 10 сентября 2012 года №1276 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), которым предусмотрен такой показатель, как качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры, а именно: прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям и коэффициент обновления основных фондов.

В связи с чем, просим Вас, довести до сведения Правительства Ханты – Мансийского автономного округа - Югры информацию о положении дел в дорожном строительстве автономного округа, выйти с инициативой в Правительство автономного округа о пересмотре выделенных лимитов на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 – 2020 годы" в части дорожного строительства, а также, просим рассмотреть наши предложения в проект государственной программы, направленные на решение важных социальных задач, стоящих перед Правительством автономного округа.

1.Постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 24 мая 2012 года №166-п "О нормативах финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения за счет средств дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и правилах их расчета" в целях реализации Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 февраля 2008 года № 3-оз "О регулировании отдельных вопросов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" установлены нормативные межремонтные сроки для проведения ремонта – 8 лет, для капитального ремонта – 12 лет. Этим же документом предусмотрен норматив финансовых затрат на один километр в ценах 2011 года: на содержание - 843 тыс.руб.; на проведение ремонтов – 11 643 тыс.руб.; на проведение капитальных ремонтов - 21 919 тыс.руб. Принимая во внимание требования вышеназванных нормативных документов, инфляции и прироста дорожной сети необходимо предусмотреть на её содержание в нормативном состоянии на период 2014 - 2020 годы порядка 66,5 млрд. руб., что составляет в среднем по 9,5 млрд. руб. в год, в программе предусмотрено 26,5 млрд. руб., соответственно, недостающие - 40,0 млрд. руб., необходимо изыскать, или в противном случае отказаться от качественного содержания автомобильных дорог, зимников и ледовых переправ, при этом отменить принятое постановление Правительства автономного округа от 24 мая 2012 года №166-п.

2. Внести в обсуждаемую программу следующие изменения и изложить в следующей редакции:

- по строке 1.1.3 "Реконструкция автодороги г.Советский-Ловинское м/р", графа 5 (всего) – 6 199 371,0 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 1 786 389,0 тыс.руб; графа 7 (2015г.) - 1 866 930,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) - 2 546 052,0 тыс.руб.;

- по строке 1.1.4 " Реконструкция автомобильной дороги г.Сургут - г.Лянтор (в т.ч. ПИР)", (всего - 6,54 км, в т.ч. по программе "Сотрудничество" - 2,3 км, категория 1б, по дорожному фонду - 4,24 км, категория 1б); графа 5 (всего) - 4 632 210,7 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 456 623,0 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 561 400,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) - 566 300,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) - 997 671,7 тыс.руб.; графа 10 (2018г.) - 1 113 775,0 тыс.руб.; графа 11 (2019г.) - 936 441,0 тыс.руб.;

- дополнить строкой 1.1.9. "Реконструкция автомобильной дороги г.Сургут - г.Нижневартовск, км 198 - км 212" (13,63 км, категория II); графа 5 (всего) -3 105 498,0 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 623 000,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) - 1 458 000,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) - 1 024 498,0 тыс.руб.;

- по строке 1.2.1 "Строительство автомобильной дороги пгт. Коммунистический - п.Унъюган" (45,22 км, категория IV); графа 5 (всего) - 5 141 773,6 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 971 775,3 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 1 018 896,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) -1 551 871,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) -868 530,7 тыс.руб.; графа 10 (2018г.) - 730 700,6 тыс.руб.;

- дополнить строкой 1.2.2.5. "Реконструкция автомобильной дороги Югорск - Советский - Верхний Казым - Надым, на участке Андра - Верхний Казым - Надым (до границы ХМАО), км 634 - км 604 (в т.ч. ПИР)", (30 км - категория III); графа 5 (всего) - 2 150 400,0 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 5 200,0 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 15 200,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) - 1 065 000,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) -1 065 000,0 тыс.руб.;

- дополнить строкой 1.5.2. "Строительство подъезда к п. Дальний от автомобильной дороги ст. Устье-Аха - г.Урай" (2,73 км, категория IV); графа 5 ( всего) - 13 000,0 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 13 000,0 тыс.руб.;

- по строке 1.7.1 "Строительство автомобильной дороги Октябрьское - Горнореченск на участке Октябрьское - Большие Леуши (в т.ч. корректировка ПИР)" (73,57 км, категория IV); графа 5 (всего) - 11 754 490,0 тыс.руб.; графа 6 (2014г.) - 63 000,0 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 2 766 969,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г. ) - 2 639 721,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) - 2 810 100,0 тыс.руб.; графа 10 (2018г.) - 1 974 700,0 тыс.руб.; графа 11 (2019г.) - 1 500 000,0 тыс.руб.;

- по строке 1.7.2 " Строительство автомобильной дороги пгт. Приобье - пгт. Игрим (в т.ч ПИР)" (76,6 км, категория IV); графа 5 ( всего) - 7 447 000,0 тыс.руб.; графа 7 (2015г.) - 12 000,0 тыс.руб.; графа 8 (2016г.) - 50 600,0 тыс.руб.; графа 9 (2017г.) - 46 750,0 тыс.руб.; графа 11 (2019г.) - 3 442 650,0 тыс.руб.; графа 12 (2020г.) - 3 895 000,0 тыс.руб.;

Внесение в государственную программу вышеперечисленных объектов, потребует перераспределения имеющихся средств по годам программы и дополнительного финансирования в размере 25,0 млрд. руб, в т.ч. на 2014г. -1,1 млрд. руб., 2015г. - 5,1 млрд. руб., 2016г. – 5,8 млрд. руб.

3. Предлагаем вернутся к окончанию строительства автомобильной дороги "г.Тюмень - г.Нижняя Тавда - г.Урай" на участке от п. Куминский до г. Нижняя Тавда. Непродуманное решение практически замораживает миллиарды рублей, уже вложенных в строительство IX и VIII пусковых комплексов этой стройки.

4. В проекте государственной программы в подпрограмме "Дорожное хозяйство" отсутствует строка "Повышение безопасности дорожного движения", предлагаем запланировать данные мероприятия, либо ответить, какие источники финансирования предусмотрены на данное мероприятие, и по какой программе.

5. Привести требования заказчика по исполнению работ по содержанию автомобильных дорог подрядчиком в строгое соответствие выделяемым объемам финансирования.

6. Обеспечить до 2020 года проезд по самому загружённому участка Югры - Нефтеюганск-Сургут дорогой первой категории с разделительной полосой.

7. Построить четырех полосный мост в районе Сургута.

8. Рассмотреть возможность и включить в план мероприятий Правительства автономного округа мероприятия по привлечению внебюджетных средств инвесторов (нефтяников, энергетиков, газовиков, других доминирующих компаний, интенсивно использующих автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения) на сохранение и развитие дорожной инфраструктуры, поскольку 20% государственных автомобильных дорог воспринимаютвсю нагрузку с остальных 80% (ведомственных), т. к. они к ним примыкают. И нагрузки эти – весь технологический транспорт топливно-энергетического комплекса Югры.
Дмитрий Архипов, ЮГРАИНФО
по материалам ЮСИ.РФ |,