Насима Колбаева: «Начальная школа - первая ступень на пути к профессиональному образованию»

Насима Колбаева: «Начальная школа - первая ступень на пути к профессиональному образованию»

Наша сегодняшняя собеседница, учитель начальных классов школы №32 города Нижневартовска Насима Колбаева, – человек удивительной профессиональной судьбы. Еще девчонкой она решила стать учителем. Повзрослев, получила педагогическое образование и устремленная детской мечтой начала преподавать. С тех пор прошло более тридцати лет, а она до сих пор у доски: каждый день, как говорится, от звонка до звонка. И чувствует себя совершенно счастливой! Видимо, мечта ее не обманула. Детские игры и импровизации превратились в дело всей ее жизни. Насима Имашевна стала опытным наставником не только для учеников, но и для собственных детей.Она с улыбкой призналась нам, что у нее четыре теперь уже взрослые дочери, пять внуков и несколько сотен воспитанников. И для каждого из них она навсегда останется Первой Учительницей…


За время работы в школе Насима Имашевна неоднократно удостаивалась наград муниципального и регионального значения, а в 2003 году была отмечена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».


Сегодня Насима Имашевна согласилась дать эксклюзивное интервью для нашего издания. Корреспонденту ИА «Мангазея» она рассказала о своей работе в школе, поделилась размышлениями о современной системе образования и дала советы родителям будущих первоклассников.


- Насима Имашевна, Вы педагог с огромным стажем работы в начальной школе. У Вас, наверное, уже с десяток выпусков! Расскажите, как Вам удается всегда быть интересной для воспитанников?


- Да, быть интересной для учеников учителю необходимо всегда. Иначе невозможно их ничему научить. А если не можешь научить, то какой же ты тогда педагог? Поэтому приходится заниматься самообразованием,совершенствовать профессиональное мастерство, быть в постоянном поиске.Я стараюсь шагать в ногу со временем: читать современную литературу,изучать компьютерные новинки, осваивать информационно-коммуникационные технологии и даже – быть модной, если хотите. Детей привлекает все новое, красивое, необычное, так что приходится с этим считаться.


Впрочем, есть и другой путь к сердцу ребенка – это любовь. Надо любить ученика, не оставаться безучастным к его проблемам, его достижениям, его интересам. Каждый ребёнок талантлив, и это надо развить.Скажем, у одного ученика есть задатки к рисованию, другой складно рифмует слова, третий-замечательный юморист, четвертый – любит петь, а пятый – имеет способности по математике. Дети все разные! Задача учителя: найти нужную струнку ребёнка, и опираясь на это, выстроить работу в начальной школе,постепенно повышая мотивацию, интерес, раскрыть и развить его задатки так, чтобы это послужило стартом к познанию мира, наук.


- Не секрет, что в последние десятилетия педагогами было разработано множество образовательных программ. В этом году власти Югры как бы рекомендовали учителям начальных классов работать по одной образовательной программе "Школа 21 века". Каково Ваше отношение к подобному нововведению? Вы работаете по программе Леонида Занкова, как будете действовать дальше?


- Я поддерживаю введение ФГОС нового поколения. Но сама планирую продолжить работу по новым стандартам по системе Леонида Занкова. Его опыт я впервые стала использовать 17 лет назад и, хочу сказать, что в выборе программы не разочаровалась до сих пор. Она интересная и позволяет развивать логическое мышление учащихся, позволяет научить их мыслить нешаблонно. Обдумывая разносторонний материал, ребёнок продвигается по пути его многогранного восприятия, приучается видеть его с разных сторон. Теоретические знания предполагают познание взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.


Учебники и пособия по системе Леонида Владимировича Занкова разработаны с учетом последних научных данных об индивидуальных особенностях школьников и соответствуют современным образовательным целям. Главная из них –НАУЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ.


Некоторые родители считают эту программу непростой или, как они ее называют, замороченной, способной запудрить мозги ребенку. Но уверяю,что это не совсем так. Дело в том, что Занков не предлагает готовых решений, программа нацелена на то, чтобы дети с помощью учителя сами искали истину и самостоятельно делали выводы. И это родителям будущих первоклассников надо понимать! Не скрою, есть темы, которые действительно сложны для детского восприятия, но работа в зоне ближайшего и актуального развития и обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности помогает преодолеть препятствия.Соответственно - и проблемы в обучении у ребят возникают редко.


- Сегодня в отечественной педагогике активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека, компетентностного обучения. Насима Имашевна, поясните, что стоит за этими терминами? Применяете ли Вы это в своей педагогической практике и как?


- Да, последние пять лет я работаю над проблемой воспитания компетентного человека. Т.е. такого, который любит и умеет учиться, у которого сформирована система нравственных, культурных, интеллектуальных ценностей. Он любознательный, трудолюбивый, инициативный, уверенный в себе, коммуникабельный. Я бы сказала, что речь здесь идет о гармоничной личности, которую мы должны сформировать, о личности конкурентоспособной - и соответственно – востребованной. И это правильно, к этому надо стремиться.


Что касается компетентностного обучения, то это понятие используется,скорее, в профессиональных кругах. И по этому поводу, хочу заметить, что, устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций.Тем не менее, большинство педагогов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или какого-либо действия.


- Современная школа выдвигает новые требования к обучению. Сегодня, в век информационных и компьютерных технологий, задача учителя - научить ребенка не просто пользоваться всевозможными "гаджетами", владеть информационными новинками,осваивать интернет, но и применять все это в процессе обучения, самообразования. Что в этом направлении удается сделать в начальной школе? Как это влияет на формирование подрастающей личности? Не усложняет ли это жизнь ребенку? 


- Ну что Вы, ученики очень положительно воспринимают все, что связано с компьютерами и интернетом. Эта деятельность их привлекает. Здесь возникают другого рода сложности. Как правило, дети, увлеченные интернетом, значительно меньше читают книги, добывая информацию в сети.А информации там очень много, и она далеко не всегда полезная.Поэтому задача учителя - научить ребят пользоваться нужными информационными новинками, интернетом, отсеивая ненужное. Важно, чтобы дети под чётким и умелым руководством учителя учились учиться и учить других наравне с учителями, при этом, не отодвигая роль учителя на второй план.


Может быть, поэтому и нужны составленные опытными учителями программы по развитию, часы развития и широкая профориентационная деятельность,начиная уже с 1 класса. Я, например, составила программу часов развития познавательных способностей «Юным умникам и умницам». Поясню на примере.


Мои ученики сейчас в 4 классе, многие готовятся к урокам, используя Интернет, сами составляют презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, к конкурсам чтецов по произведения поэтов. Они (конечно,пока еще под моим руководством) учат друг друга, используя специальные тренажёры, а также работая в парах, группах. Занимаются моделированием,разрабатывают научные и творческие проекты. У нас есть ряд довольно-таки масштабных проектов, подготовка которых занимала не один месяц: «Вторая жизнь пуговицы», «Театр, как много в этом звуке…», «Птичья столовая»,«Вода – удивительный минерал», «Всё о золе». Задача ребят – подготовить и защитить свой проект перед публикой. Кстати, неоднократно мои ученики занимали призовые места. А ведь дети любят побеждать: это их вдохновляет и побуждает к дальнейшему поиску.


Так что получается наоборот – компьютер облегчает жизнь ребёнка, делает ее интереснее.


- Какие информационные и технические средства используете в работе, в каком объеме? Как это помогает организовать учебный процесс?


- В последние годы у нас, в школе №32, идет активная компьютеризация.Например, мое рабочее место довольно-таки неплохо оборудовано. В классе есть компьютер, который входит в локальную сеть школы, есть выход в сеть Интернет, принтер, сканер, мультимедийный проектор, мультимедиатека /,/ собственные продукты, разработанные в ИКТ технологии. Все это позволяет мне проводить урочные и внеурочные презентации, хранить фото и видеоматериалы истории моих классов и школы,разрабатывать базы данных класса, методические и дидактические материалы в цифровом варианте, вести различные виды планирования. Разве раньше мы так работали?!


Данные технологии ставят каждого ребенка в позицию активного участника,дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учат работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. В итоге, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело,выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.


- В последние лет десять многие родители сталкиваются с речевыми проблемами у детей. Как Вы считаете, в чем причина этого явления? Действительно ли, ранняя компьютеризация и переизбыток всевозможной информации негативно сказываются на грамотности детей , формировании у них речевых навыков и даже мешают в общении?


- Да, действительно, многие учащиеся испытывают затруднения в овладении русским языком, т.к. имеют речевые проблемы. Но нельзя во всем винить компьютеризацию. Причины могут быть самыми разнообразными: это и нарушение фонематического слуха, и языковой барьер. Существенное влияние оказывают общий уровень развития ребёнка или, например, то, как протекала беременность матери, как прошли роды. У детей с родовыми травмами речь существенно отстает в развитии. Но и здесь многое зависит от самих родителей. В семьях, где ребенка лечат, занимаются с ним,многие проблемы удается решить еще в дошкольном возрасте. У меня было несколько таких учеников, которые, кстати, вполне успешно учились. Так что все очень индивидуально.


Впрочем, исключать, что ранняя компьютеризация и перенасыщенность информацией, негативно сказываются на грамотности детей, тоже нельзя. Недаром же психологи и логопеды категорически запрещают не говорящим и плохо говорящим детям сидеть у компьютера и телевизора. Они так и говорят: «Ребенок должен слышать как можно больше живой речи и не отвлекаться на все остальное». Так что, родители, берите это на заметку.Это важно.


Мы учителя, конечно, к речевым проблемам детей относимся серьезно и стараемся выстроить свою работу так, чтоб в начальной школе устранить имеющиеся дефекты речи. Я, например, составила дидактический материал для развития речи с целью коррекции и устранения проблем в этой области,записала его на электронные носители. Теперь разумное использование этой технологии на уроках, да и во внеурочное время, даёт моей работе положительные результаты.


Но это вовсе не означает, что мы должны отказаться от компьютерного обучения или использования информационных ресурсов, в том числе и в начальной школе. Я уже привела примеры, как широко я это применяю. Более того, могу с уверенностью сказать, что это позволяет мне достигать стабильно высоких результатов в обучении.

Насима Колбаева, учитель начальных классов школы №32 (г. Нижневартовск)