Особенности законопроекта о платформенной экономике

9 июля 2025 года депутаты Государственной Думы РФ в первом чтении приняли проект федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ», а также пакет поправок в отраслевое законодательство, необходимых в связи с новым регулированием.

Законопроект разработан по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина под кураторством Заместителя Председателя — Руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко.

Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Илья Шалаев к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности раскроет особенности законотворческой инициативы о платформенной экономике. Речь идет о проекте ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ», а также пакете поправок в отраслевое законодательство, необходимых в связи с новым регулированием. Документ (N959244-8) был внесен в Госдуму 3 июля правительством РФ. Документ направлен на защиту прав потребителей и продавцов, повышение прозрачности, формализацию работы посреднических цифровых платформ (ПЦП) и уточнение прав и обязанностей всех участников цифрового рынка.

Законопроект определяет основные понятия, отсутствующие ранее в законодательном поле, в том числе — понятие «платформенная экономика», под которым понимается совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности и «цифровая платформа» (информационная система, интернет-сайт, программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие возможность для обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг). Доступ к посредническим цифровым платформам будет осуществляться на принципах равенства и соблюдения законодательства.

Особое внимание уделено правилам размещения товаров, проверке продавцов, условиям договоров и досудебному урегулированию споров.
В частости, операторы цифровых платформ обязаны проверять данные о продавцах через портал госуслуг и официальные реестры. Карточки товаров без подтверждения безопасности (маркировки, сертификации или декларации соответствия) не будут публиковаться. Дополнительно закрепляются требования к хранению товаров, включая соблюдение санитарных норм.

Договоры между операторами и продавцами также должны включать четкие основания для санкций. Операторы цифровых платформ, в свою очередь, обязаны уведомлять об изменениях существенных условий для партнеров не менее чем за 45 дней.
Для обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов посреднических цифровых платформ с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ.

Новое регулирование повысит доверие к платформенной экономике. По данным министерства экономического развития России, с 2022 года объем продаж в интернете вырос в четыре раза. Ежемесячно к платформам обращается около 80% пользователей Сети, которые только в 2024 году оформили 6 млрд заказов. На платформах работает более миллиона продавцов, причем 80% из них — представители МСП. Платформенная экономика обеспечивает около 5% ВВП России и в дальнейшем этот показатель будет только расти, сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.

Планируется, что после принятия закон вступит в силу с 1 марта 2027 года.
Отметим, отдельные тенденции развития платформенной экономики в России в 2025 году:

• Рост доверия к платформенной экономике. Ежедневно более половины населения страны становится покупателями, продавцами, заказывает через платформы различные услуги — от доставки продуктов до поездок на такси.
• Активное использование платформ в разных отраслях. Крупные цифровые платформы и экосистемы образуются в госуправлении, медицине, торговле и транспорте.

• Сокращение числа посредников. Платформы дают прямой выход предпринимателям на рынок, что снижает потребность в оборотном капитале.
• Экономия товаропроводящей сети. Нет необходимости каждой торговой сети содержать свои склады, обеспечивать доставку.

• Создание единого реестра посреднических цифровых платформ. Включение в этот реестр станет обязательным для всех крупных платформ, работающих в России, что позволит государству эффективнее контролировать выполнение законов.
• Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров. Это позволит селлерам оперативно защищать свои права и избегать затяжных судебных разбирательств, рассказал Илья Шалаев.

11:38 15.08.25