Особенности организации деятельности в сфере обращения с ТКО в Арктической зоне обсудили в рамках Красноярского экономического форума

Сегодня, 21 апреля, в рамках Красноярского экономического форума – 2017 состоялся межрегиональный семинар на тему "Новая система обращения с отходами. Обращение с отходами в условиях Крайнего Севера", в котором принял участие заместитель губернатора, директор департамента государственного жилищного надзора ЯНАО Сергей Карасёв.

Представители федеральных и региональных властей, научных кругов и бизнеса обсудили вопросы перехода регионов Арктической зоны на новую систему обращения с отходами. Анализируя ситуацию, специалисты отмечают, опыт разработки территориальных схем показал, что для Крайнего Севера и территорий, приравненных к нему, требуется проработка особых правил обращения с отходами, в том числе выработка специальных технологических решений. Реализация в этих регионах традиционных подходов к обращению с отходами, предусматривающих ежедневный вывоз отходов, использование стандартной сортировки отходов и размещение отходов на близлежащих полигонах в условиях Крайнего Севера технически невозможна и нецелесообразна. Для этих территорий требуются специальные решения, которые должны быть проработаны, в том числе на уровне законодательства, до заключения соглашений с региональными операторами.

Напомним, об этом Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа заявляло в 2016 году. И направляло предложения по решению ситуации в Минстрой и в Минприроды России. Как сообщалось ранее, позицию Ямала поддержали и другие регионы Арктической зоны России.

В своём выступлении на семинаре Сергей Карасёв отметил, что проблемы организации деятельности по обращению с ТКО схожи на всех территориях, входящих в состав Арктической зоны РФ.

Так, разработчиками новой системы обращения с ТКО не учтены характерные для регионов Крайнего Севера экстремальные природные условия: низкие в течение всего года температуры и вечная мерзлота. Также не учтены низкая плотность населения, отсутствие круглогодичного сухопутного сообщения между населёнными пунктами. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе 67 из 83 населённых пунктов (78%) не имеют круглогодичного наземного сообщения (связи с дорогами региона). А это приводит к высоким расходам во всех видах деятельности, в том числе в жилищно-коммунальной сфере. Доля транспортных издержек в конечной стоимости продукции Арктической зоны страны доходит до 60% (в среднем по РФ – 10%).

Замглавы региона рассказал участникам семинара, что в городах, районных центрах и сельских поселениях Ямала (41 населённый пункт) система сбора соответствует среднероссийской: контейнеры для сбора мусора, специализированные организации, осуществляющие сбор и транспортирование отходов до мест их размещения.

В небольших сельских поселениях, но имеющих соответствующий специализированный транспорт (девять населённых пунктов), сбор осуществляется непосредственно в мусоровозы и тракторы, проезжающие по посёлку в установленное время.

В 33 отдалённых населённых пунктах с численностью проживающих от 2 до 400 человек сбор отходов от жилищ не организован, граждане осуществляют сбор отходов в выгребные ямы на придомовой территории домохозяйств и сжигание отходов в печах в домах. Эти населённые пункты относятся к местам традиционного проживания и традиционных промыслов коренного населения Ямала: ненцев, ханты, часть населения ведёт кочевой образ жизни и проживает в посёлках только несколько месяцев в году.

Специализированные организации и опыт работы обращения с отходами в отдалённых и малочисленных населённых пунктах Арктической зоны на сегодняшний день отсутствуют.

Чтобы Региональный оператор смог обеспечить исполнение требований нового законодательства, нужно организовать:

1. Раздельный сбор ТКО (но для этого необходимо время и источники для обустройства площадок временного накопления отходов и приобретения оборудования для раздельного сбора и хранения ТКО);

2. Хранение ТКО в населённых пунктах до экономически выгодных для транспортирования объёмов (но в действующем законодательстве установленные ограничения по временному размещению (складированию) ТКО – 11 месяцев);

3. Транспортирование до объектов обработки и утилизации (но и в этом вопросе много проблем. На Ямале, например, на сегодня отсутствуют специальные плавсредства и автотранспорт для транспортирования ТКО по региональным маршрутам (между поселениями) и за пределы округа. Спецтранспорт, в том числе речной, должен иметь соответствующие технические характеристики, а организации-перевозчики – лицензии).

Сергей Карасёв предложил на уровне федерального законодательства закрепить сценарий, способствующий взвешенному развитию и созданию современной централизованной системы обращения с ТКО и разработке территориальных схем по обращению с отходами. В первую очередь довести до совершенства работу по обращению с ТКО в населённых пунктах, обеспеченных объектами по обращению с отходами, а также наземной транспортной инфраструктурой и специализированными организациями.

19:08 21.04.17