
Югорчане комментируют стратегию развития округа
Как мы уже сообщали, в округе принята Стратегия социально-экономического развития Югры до 2020 и на период до 2030 года. В этом номере мы предлагаем вашему вниманию ряд комментариев к принятому документу.
Комментарий директора Центра региональных исследований НИУ ВШЭ Ирины Ильиной:
— Важное место в определении ключевых приоритетов ХМАО-Югры на период до 2025 года занимают вопросы пространственного развития. Это связано и с северным географическим положением региона, и с огромными размерами территории, и особенностями ее хозяйственного освоения. Обеспечение ускоренного инновационного развития Югры в контексте повышения уровня жизни населения и создания благоприятной среды для проживания и работы требует сбалансированного перехода от управления отраслями к управлению территориями.
В Стратегии оценены существующее состояние и перспективы пространственной организации территории. Акцент сделан на формирование опорных зон развития, усиление внутри- и межрегиональной связности территории, стимулирование агломерационных эффектов в системе расселения.
В Стратегии отмечено, что округ обладает базовыми возможностями и высоким потенциалом для реализации задач оптимизации пространственного развития, решение которых должно сочетаться с диверсификацией экономики, активной поддержкой инновационных центров и высокотехнологичного среднего и малого бизнеса, повышением качества жизни и комфортности проживания населения.
Особое внимание в Стратегии уделено пространственному анализу социально-экономического развития муниципальных образований и моногородских поселений Югры. Диспропорции территориально-пространственного развития и проблемы моногородов должны быть преодолены за счет формирования "зон" и "полюсов" роста — опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения, территорий, способных принять значительные инвестиции и развиваться ускоренными темпами.
Главное направление экологической политики ХМАО-Югры — сохранение окружающей среды, внедрение принципов устойчивого развития территории, включая неистощительное использование природных ресурсов на основе инновационных средств "зеленой" экономики. Суть "зеленой" экономики заключается в стимулировании экономического роста и развития при сохранении природного капитала как источника ресурсов и экологических услуг, на которых основывается благополучие населения округа. Исходя из этого, важнейшим стратегическим направлением в области экологического развития является обеспечение благоприятных условий для жизни многих поколений людей.
Предложенные в Стратегии меры и механизмы экологической политики целиком согласуются с принятой в 2012 г. итоговой декларацией конференции ООН по устойчивому развитию "Рио+20" — "Будущее, которое мы хотим".
Проведение эффективной политики "зеленого роста" в округе основывается на целом ряде факторов:
— стимулирование более высокой производительности предприятий путем уменьшения затрат энергии и других ресурсов;
— формирование новых отраслей;
— повышение доверия инвесторов;
— активизация инновационной деятельности;
— проникновение на новые рынки;
— создание новых рабочих мест;
— снижение рисков, обусловленных деградацией среды обитания и ухудшением здоровья людей.
Комментарий начальника управления инвестиционной политики департамента экономики Югры Сергея Черняева:
— Устойчивое экономическое развитие Югры возможно только на основе активной политики по развитию человеческого капитала. Одна из стратегических сверхзадач прогнозного периода заключается в том, чтобы в экономике автономного округа работали кадры, конкурентоспособные не только на национальном, но и на мировых рынках труда. Ввиду заметных структурных изменений в экономике округа во всех секторах значительно возрастут требования к квалификации работников, новым знаниям и умениям. Следовательно, повысится роль региональной системы обучения и переобучения высококвалифицированных специалистов.
Благодаря более глубокой диверсификации экономика Югры в долгосрочной перспективе постепенно приобретет большую устойчивость за счет снижения доли добычи полезных ископаемых в объеме ВРП при одновременном увеличении этого показателя на душу населения.
Принципиально важным является то, что правительством Югры принят план реализации Стратегии, так называемые "дорожные карты" по развитию человеческого потенциала, повышению эффективности базового сектора экономики и развитию диверсифицирующих отраслей, по содействию росту предпринимательства и устойчивому экологическому развитию. Появились четкие ориентиры, которым нужно будет следовать.
Комментарий начальника управления социально-экономического развития департамента экономики Югры Ольги Кокориной:
— Экономическая политика в долгосрочной перспективе будет направлена на укрепление экономической основы развития Югры посредством модернизации экономики и повышения производительности труда; улучшения процедур ведения бизнеса; содействия развитию научно-инновационного, нефтегазоперерабатывающего, агропромышленного, медицинского, горнорудного, лесопромышленного и других диверсифицирующих кластеров и отраслей экономики; обеспечения доступа компаний к новейшим продуктам и технологиям; создания благоприятного инвестиционного климата.
Приоритетами развития нефтегазодобывающего кластера Югры в долгосрочной перспективе является внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение уровня нефтеотдачи, и освоение запасов Баженовской свиты и других сложно построенных залежей.
Развитие горнопромышленного кластера обусловлено освоением западной части округа (Урал и предгорная часть низменности), созданием в ней развитой инфраструктуры и энергетики (железные и автомобильные дороги, ТЭЦ на базе местных углей), обеспечением минеральным сырьем промышленного Урала, строительной и других отраслей промышленности округа местными минеральными ресурсами. Первостепенное значение для развития горнопромышленного кластера имеет придание Полярному и Приполярному Уралу статуса минерально-сырьевого центра экономического развития (ЦЭРа) России.
Приоритеты развития лесопромышленного комплекса направлены на модернизацию действующих и строительство новых предприятий, а также — на развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства. С учетом большой капиталоемкости и низкой инвестиционной привлекательности строительства новых предприятий ЛПК в автономном округе будут совершенствоваться механизмы государственной поддержки и регулирования.
В агропромышленном и рыбопромышленном комплексах Югры приоритеты обусловливаются расширением ресурсной базы, модернизацией и созданием новых перерабатывающих мощностей. В связи с низкой рентабельностью деятельности предприятий АПК и рыбопромышленного комплекса и, одновременно, высокой социальной значимостью их функционирования в регионе сохраняются и развиваются меры государственной поддержки.
Цели долгосрочной налоговой и бюджетной политики Югры — создание необходимых предпосылок для поддержания темпов экономического роста, способных обеспечить макроэкономическую стабильность.
В долгосрочной перспективе повышается роль бюджета как инструмента решения стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.
В долгосрочном периоде прогнозируется усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики. Реализация указанного направления будет производиться путем совершенствования налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы.
В целях достижения результатов по решению стратегических задач предполагается решение вопросов по:
— совершенствованию системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений;
— созданию эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов;
— созданию эффективной системы налогообложения при трансфертном ценообразовании, налогообложения консолидированной финансовой отчетности.
Стабильный уровень доходов бюджетной системы на период до 2030 года обеспечит устойчивое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В прошлом году был организован общественный этап обсуждения Стратегии. Вот некоторые комментарии, оставленные югорчанами на сайте www.admhmao.ru:
Василий Радченко:
— Положительный миграционный прирост населения в автономном округе свидетельствует о достаточно высокой привлекательности округа в пределах России и стран СНГ. Объяснением этого факта служат высокие доходы населения и развитая социальная политика. Однако еще он влечет социальную напряженность. Возможно, стоит учесть, что почти 10 тысяч югорчан — безработные. Лучше использовать наши трудовые ресурсы, чем привлекать "гостей". В итоге, обслуживание мигрантов обходится дороже.
Е. Сондыгова:
— Ознакомившись со Стратегией, можно сделать вывод, что развитие и современное состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в существенной мере определяются тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. За счет наращивания нефтедобычи в регионе осуществлено обеспечение достаточного количества рабочих мест.
Максим:
— Большая часть Стратегии мне понятна, несмотря на то, что никогда не участвовал в экспертизе подобных проектов. Однако согласен, что упрощенный вариант не помешал бы, так как необходимо учитывать людей разных возрастов и социальных групп.
Николай Евлахов:
— Я — коренной житель, и кому, как ни нам с вами, жить в нашем регионе! У меня вызывает уважение человек, серьезно задумывающийся о перспективе! Это проявление мудрости. Как говорят: "Умный знает, как исправить ошибку, а мудрый знает, как ее не допустить!". Сама возможность обсудить проект публично и стать его участником заслуживает признательности. И только безответственные люди могут себе позволить безапелляционно критиковать или поддерживать "крикунов". Сложнее задуматься и принять участие, внеся посильный вклад в реализацию проекта.
Н. Лазарев:
— В силу своих профессиональных интересов периодически изучаю стратегии регионов РФ. И должен сказать, что на фоне остальных, проект Стратегии ХМАО-Югры 2020-2030 выглядит очень даже достойно. Описаны сценарии, достаточно четко прописаны перспективы, даны целевые установки и т.д. А учитывая, что данная Стратегия еще так массово обсуждается обществом, и каждый гражданин может внести свою лепту в написание Стратегии (кстати, очень полезный опыт для других регионов), считаю, что документ получится вполне успешным, возможно, самым лучшим среди подобных в России. Удачи разработчикам, а также исполнительным органам власти, которые принимают участие в разработке и будут реализовывать на практике данный документ.